Согласно опубликованным 17 июля данным Нацбюро статистики КНР, китайский ВВП за второй квартал увеличился на 6,3% при прогнозе 7,3%, а за полугодие вырос на 5,5% г/г. С учетом низкой прошлогодней базы этот результат нельзя назвать впечатляющим.
Данные статистики свидетельствуют о том, что эффект восстановления после снятия карантина сходит на нет, а риски дальнейшего замедления роста китайской экономики усиливаются. Это создает острую потребность в ее стимулировании со стороны государства. Важные для фондового рынка и экономики КНР решения ожидаются от заседания Политбюро КПК, которое состоится в конце июля и на котором должна быть принята стратегия развития страны до конца 2023 года. Судя по предварительным официальным заявлениям, китайское руководство планирует занять выжидательную позицию и ограничиться умеренными мерами поддержки из-за боязни чрезмерной долговой нагрузки. Такой подход может оказаться ошибочным: опыт Японии конца прошлого века показал, что принятие полумер вызывает стагнацию экономики, а долговая нагрузка тем не менее продолжает повышаться, постепенно становясь больше, чем требовалось для решения проблемы на начальном этапе.
Лучшим решением для КНР стало бы стимулирование потребительского спроса. Этого можно достичь за счет снижения налогов на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, например электромобилей. Еще одним действенным инструментом может быть расширение мер поддержки девелоперского сектора, который генерирует не менее 20% ВВП страны, с фокусом на окончание ранее начатых строек. Эта мера усилила бы уверенность большого числа потребителей в своих сбережениях и позволила бы им повысить расходы на товары и услуги. Дополнительным фактором поддержки способно стать расширение поддержки отечественных инновационных компаний, чья уникальная продукция пользуется спросом за рубежом и препятствует падению экспорта. Однако этому могут помешать торговые ограничения со стороны США.
Какой выбор сделает китайское руководство — широкомасштабная поддержка экономического роста или сохранение статуса-кво — станет известно в ближайшие недели.