Найти тему

Эпизод 1. Пушкин, породистый Есенин и рассыпавшийся снимок

ДОКУМЕНТ 1. Мы, студенты Ленинградского сельскохозяйственного института, летом 1924 года несколько раз встречались с Сергеем Есениным. 

Наш однокурсник Игорь Демянцевич познакомился с ним в Доме писателя в Ленинграде и пригласил к нам в Детское Село (ныне г. Пушкин). Есенин согласился выступить у нас на вечере. Вечер был организован в клубе института, в бывшей Ратной палате. Продавались билеты… Было много слушателей: не только студенты и преподаватели, но и жители Детского Села. 

Есенин выступал со своим другом — Иваном Приблудным. Есенина принимали восторженно. После концерта группа студентов, в том числе и я, пошли с поэтом через Александровский и Екатерининский парки в другой наш клуб, где был организован ужин. 

Есенин несколько раз приезжал к нам в общежитие днем, и мы каждый раз гуляли с ним по паркам. Однажды один студент с фотоаппаратом предложил сфотографироваться рядом с Пушкиным, на его памятнике у Лицея. Это было, во всяком случае, не в день концерта, днем. На этот раз Есенина сопровождал поэт Вольф Эрлих (а не Приблудный, как некоторые ошибочно «вспоминают»). 

В те годы (это очень важно иметь в виду!) на памятник забирались и фотографировались очень многие (все, кому не лень!). Это никем тогда не осуждалось. Вокруг памятника не было ни цветов, ни ограждения. 

Первыми забрались студенты, за ними — Эрлих. Есенин не хотел подниматься, но после настойчивых просьб, взяв руку, протянутую Эрлихом, присоединился к группе. Его долго уговаривали сесть рядом с Пушкиным на скамью, но он так и не согласился. 

Это — важный факт: кое-кто утверждает, что Есенин фотографировался, даже обнимая Пушкина. Этого не могло быть. В беседах с нами Есенин очень уважительно отзывался о Пушкине. На фотографии он стоит около Пушкина. 

В последнюю минуту появились еще два студента, возвращавшихся с купанья в Большом пруду (тогда и на это запрета не было!). С криком: «А мы, а мы?» — они тоже поднялись на памятник. Один сел рядом с Пушкиным, куда отказался сесть Есенин, другой — на постамент. Рядом с Пушкиным оказался студент М. Яковлев — в одних трусах. А на постаменте — А. Куимов — в трусах и рубашке. Слева, на спинке скамьи, сидит П. Суднов (кажется, живет в Москве, доктор с/х наук), правее — Яковлев. Эрлих, Есенин, Демянцевич. Так группа и была сфотографирована. 

Меня на фото нет: я не был в числе организаторов этой поэтической группы. Нет на фото и Богорада, у которого я получил эту фотографию, когда моя пропала. Несколько студентов остались внизу, около фотографа. То был не профессионал, а студент с «фотокором». Рассказ о том, что Есенина на памятнике Пушкина снимал фотограф-профессионал, — выдумка. 

С. Умников, канд. с/х наук (Мои встречи с Сергеем Есениным в Детском Селе // «Радуница». Информационный сборник № 1. М., 1989)

ДОКУМЕНТ 2.

Всю войну фотографию проносил в нагрудном кармане солдатской гимнастерки Л. Богорат <тоже студент Сельскохозяйственного института>, бережно сохраняя ее. В 1946 году мы собрались как-то вместе, очень обрадовались, что хоть один снимок сохранился, решили переснять, но он от долгого ношения в бумажнике оказался настолько ветхим, что при попытке расправить его весь рассыпался.

КОММЕНТАТОР 1. Поразительно то, что Сергей Есенин не позволил себе присесть рядом с Пушкиным!!! Это о многом говорит!!! 

КОММЕНТАТОР 2. А один из студентов сидит рядом с Александром Сергеевичем и ... даже в ... таком виде. Забавно, забавно, о времена, о люди!

КОММЕНТАТОР 3. А вот Есенин - он вне времени словно. И еще мне нравится, что он очень, очень аккуратный везде. И, как ни забавно это прозвучит по отношению к 20-30 годам, он очень стильный. Если трость - то это настоящий денди. Если Лель - то уж 100% Лель из сказки и так далее. Как ни странно это прозвучит по отношению к выходцу из рязанской деревни, в его лице явно видна порода. Это меня неимоверно радует. Есенин прекрасен. 

Ах, прям люблюнимагу