Найти тему

Александр Герасимов: Был шок, но я справился!

1,7K прочитали
Заведующий операционным блоком Пензенского областного  онкологического диспансера, доцент кафедры «Хирургия» Медицинского  института Пензенского государственного университета Александр Герасимов ...

Заведующий операционным блоком Пензенского областного онкологического диспансера, доцент кафедры «Хирургия» Медицинского института Пензенского государственного университета Александр Герасимов рассказал, как по воле случая стал студентом-медиком и теперь успешно развивает лечение онкологии методом миниинвазивного оперативного вмешательства под контролем УЗИ.

– Александр Викторович, почему вы решили стать врачом?

– Я жил в селе Степановка Бессоновского района Пензенской области. Учился в обычной средней школе, окончил ее с медалью. В детстве практически не было никакого примера работы в этой сфере, только тетя – пульмонолог. Если бы мне тогда сказали, что я буду врачом, наверное, я бы посмеялся. Не сомневался, что выберу профессию с экономическим уклоном. В конце 10 класса, когда уже нужно было делать выбор будущей профессии, я решил пойти учиться в Пензенский государственный университет. Помню, приехал перед 11-м классом летом: тогда еще в восьмом корпусе висели плакаты с разными факультетами и информацией о том, как поступить. В тот день со мной была тетя. Меня впечатлил сам университет, потому что на его территории до этого я не был ни разу. Первый корпус и сейчас такой фундаментальный, атмосфера там особенная, наукой «пахнет». Меня-то интересовало экономическое направление, а на технические, к сожалению, везде надо было сдавать физику, которую я абсолютно не знал. За год, наверное, вряд ли смог бы ее постичь. Я, признаюсь, даже расстроился сначала.

– История уже интригует. Что же было дальше?

– Тут в нужный момент тетя сказала, что есть Медицинский институт, но предупредила о сложностях. Меня эта фраза возмутила. Что трудного!? Корпус Мединститута стоит отдельно, белый фасад с большими колоннами. Там не было ни студентов, ни абитуриентов, царила тишина, умиротворение. Экзамены – русский язык, биология, химия. Их я знал намного лучше, чем физику. Вышел я оттуда с сомнением: «Ну, а почему нет?» Тетя продолжала пугать – предметов немало. И это действительно так, если на каких-нибудь технических факультетах не так много дисциплин, то у нас их в разы больше. И учиться не пять лет, а шесть. Именно сложность меня и заинтриговала.

– Как вы готовились к поступлению?

– Знания получил очень неплохие, даже в сельской школе. В 11 классе я ездил на подготовительные курсы при ПГУ. Помню, как приходилось вставать в пять утра в воскресенье, чтобы умыться, успеть что-то съесть и дойти до остановки, что тоже не «ближний свет». Всю эту дорогу я себя ненавидел. В голове была мысль: «Все мои одноклассники, друзья сейчас спят в своих теплых кроватях, а я в тридцатиградусный мороз "пиликаю" в этот ПГУ». Это был первый сложный момент. Стоило себя перебороть.Зато в 2005 году я поступил с одним экзаменом по биологии, потому что был медалистом. Кстати, сдал его на высший балл. Те ребята, которые ходили на подготовительные курсы, получили хорошие результаты.

– Помните что-то из студенческой жизни? Как она проходила?

– Она началась еще до учебы. Нам сказали, что в августе мы должны подготавливать институт к учебному году. Отрабатывать! Так съездил 2-3 раза. Потом узнал о традиционном концерте к первому сентября от первокурсников, как раз можно было и трудотерапию зачесть.Собрались ребята, никто никого не знал, шефствовали над нами старшекурсники. Пришел первый раз Александр Александрович Аскалин, в то время студент пятого курса, большой, статный, с модной на тот момент прической. Произвел впечатление, словом: помимо того, что скоро станет врачом, занимается еще и общественной деятельностью, развивает себя. После я участвовал еще в «Первокурснике», «Студенческой весне». На втором курсе мне предложили стать председателем профбюро Медицинского института. Нас таких было 11 человек – собирались на планерки, что-то обсуждали. Это стало дополнительной школой по получению жизненного опыта, развития личности. Мы до сих пор общаемся. Все это мне нравилось, везде успевал.

– Что ни разу не было момента, когда хотелось все бросить?

– Никогда не было таких ситуаций, которые вывели бы меня из себя. Учеба складывалась хорошо, закончил Мединститут с красным дипломом, хотя цели такой не имел. Первый курс был переломным, только-только после школы. А потом все получалось. Я и студентам своим говорю, что 50 процентов успеха – просто упорно работать. Даже если не выучил, можно уловить нужную информацию.

– Когда вы решили заниматься еще и наукой?

– Я выбрал специальность «Хирургия» в интернатуре. Когда заканчивал ее, какие-то способности свои показывал. Профессор Валерий Исаакович Никольский предложил заняться наукой. Для меня это было ново. Мысль меня заинтересовала, нужно было двигаться в профессиональном плане: статьи, конференции.

– А помните ли вы своего первого пациента?

– Это было на четвертом курсе. Тогда я понимал, что пора определяться с выбором дальнейшей специализации. Я однозначно решил, что мое –это хирургия. В то время Аскалин был ординатором и работал в первой городской больнице, где дежурил два раза в неделю в отделении экстренной хирургической помощи. Там была и урология, и нейрохирургия, и травматология. Я пошел туда. Врачи с опытом отнеслись ко мне, еще «зеленому», с большим уважением, показали всю структуру. В тот же вечер меня взяли в операционную как ассистента. Тогда же и сказали: «Шейте кожу!». Был шок, но я справился. И так, постепенно, уже на четвертом курсе я провел свою первую операцию.

– Так рано?

– Да, я уже оперировал, понятно, рядом стоял профессионал, который всегда, в случае чего, смог бы сам закончить работу. Определенные навыки появились, уже голова работала на экстренную службу – это значит, что ты в очень короткий временной промежуток должен выбрать тактику лечения. Это дает знания и решительность. Я ходил дежурить с четвертого по шестой курс два раза в неделю. Потом с утра бежал на лекции, занятия. Получил колоссальный опыт. Уже в интернатуре умел то, что делают все опытные врачи-хирурги.

– Как складывалась ваша дальнейшая профессиональная деятельность?

– В 2012 году, после интернатуры, нужно было выбирать, где работать. На кафедре свободных мест не было, в областной больнице, где я год отработал и всех знал, – тоже. Это промежуточное состояние – пока еще не врач, но уже не студент. Я пошел тогда в пятую городскую больницу к главному врачу. Там предложили начать работу. Через пару дней мне позвонил Владимир Владимирович Розен, он в областной больнице заведовал отделением лучевой диагностики, позвал к себе. Это далось мне очень тяжело, означало отказ от общей хирургии в пользу очень узкой направленности. Сначала была только ультразвуковая диагностика, но с выполнением миниинвазивных хирургических вмешательств под контролем УЗИ. Абсолютно новое направление. Если в хирургии я что-то знал и умел, то здесь было удивлением, что специалисты в этой «серой массе» на снимках что-то видят. А к январю 2013 года стал ассистентом на кафедре «Хирургия» Медицинского института ПГУ. Потом в 2015-м перешел в онкологический диспансер, через два года стал там заведующим отделением УЗИ.Сейчас я выполняю сложные операции. Знаю, как вывести на новый уровень хирургические вмешательства в Пензе.

– С позиций опыта: достаточно ли знаний вы получили в университете?

– Мне несколько раз говорили: «Пензенский Мединститут еще молодой, кто в нем учился – только в Пензе работать и смогут». Но здесь выдают дипломы государственного образца, то есть возможно трудиться в России везде. Если человек готов учиться, образование можно получить где угодно, у нас оно ничуть не хуже, чем в других вузах страны. Очень много выпускников из мединститута работают сейчас и за пределами Сурского края, занимают высокие должности. Грамотные специалисты. Я благодарен Медицинскому институту ПГУ. Нас на курсе училось 100 человек, закончили – 77. Не так много, но в нас вложили душу, знания. Большое спасибо тем, кто нами занимался!

– Что в дальнейших профессиональных планах?

– Это докторская диссертация, которой я занимаюсь. Она пишется тяжело из-за ограниченного количества времени. Также планирую внедрять новые методики в лечении онкологических пациентов. Все реально, все возможно! Поэтому я сюда и перешел, здесь есть перспективы развития.

– Как отнесетесь к тому, что ваши дети захотят стать врачами?

– Если мои дети когда-то скажут: «Папа, я хочу стать врачом», – конечно, отправлю, смогу поделиться опытом, помочь советом. Если ребенок увидит себя в другой сфере – мешать не буду.