2 подписчика

Устройство современного велосипеда на примере обслуживания Stern Motion 1.0 26 14MOT1R

Вся история началась примерно в 2014 году, когда я захотел ездить на работу на велосипеде. Пошёл в магазин и за 12000₽ купил себе одну из самых недорогих моделей. Покатавшись некоторое время в различных условиях я обнаружил, что втулка заднего колеса начала хрустеть и пришло время ТОиР.

Втулка заднего колеса и трещотка

Попытка эту втулку разобрать закончилась тем, что мне не хватило специализированного инструмента. При раскручивании из неё (она насыпная) посыпались шарики, которые я кое как затолкал обратно. Попытка заказать инструмент в единственном известном мне магазине "ВелоСаратов" закончилась тем, что там записали мой номер и сказали, что перезвонят когда инструмент привезут. Так велосипед встал на долгие годы на стоп. Ну и с "ВелоСаратов" я больше дел не имею.

Работа возобновилась в 2020 году, когда я открыл для себя в полной мере Aliexpress. Первым делом был куплен самый навороченый набор инструмента. После этого я обнаружил, что там есть съёмники только для кассет и пришлось дозаказать съёмник для трещотки.

Трещотка Shimano MF-TZ21. Модель старая, снятая с производства, но вполне рабочая. Для раскручивания понадобилось очень большое усилие, так как мне, вопреки советам, было лень зажимать съёмник в тиски и крутить колесо. Очень рад, что когда съёмник сорвал трещотку, я таки остался с зубами. Лучше делать как советуют.

Смазку взял отечественную - EFELE SG-321 в тубе под шприц. Вообще, я её брал, чтобы смазать рулевую рейку в ВАЗ-211440, но с велосипедом она тоже справилась. Сотрудникам EFELE я выражаю отдельную большую благодарность, так как они не в первый раз помогают мне выбрать и приобрести их продукцию.

Так как за трещоткой находится насыпная втулка, куда попал песок, - шарики стоило заменить вместе со смазкой. Никакой внятной документации на это нет, потому мне пришлось купить кучу шариков разного диаметра. Шарики подошли Weldtite 1/8" и уместилось их туда по 9 штук с каждой стороны. Купить шарики отечественного производства я не смог, из чего делаю печальный вывод о состоянии отечественной шарикоподшипниковой промышленности и квалификации руководителей отделов продаж соответствующих предприятий.

Промыл от старой грязи и песка втулку и трещотку бензином, что нехорошо, так как стоило использовать щелочной раствор, а не пожароопасную жидкость. Не делайте так! Далее просто набил смазки в канавку, поддел немножко смазки на палец и, поддевая этим пальцем шарики, аккуратно вдавил их на посадочное место.

Чистка и смазка цепи

Мыть запчасти всё же стоит щелочными растворами, которые потом гасить до нейтрального состояния. Для этой задачи наиболее простой вариант - купить концентрат автошампуня (там как раз щёлочь), а для нейтрализации щёлочи после работы, для понижения pH раствора до значений, близких к 7, - растворы для гидропонных установок типа "PH-". Хотя, наверное, можно обойтись и совсем народными средствами типа лимонной кислоты.

Общую чистку (не капитальную) можно проводить тряпочкой или старой зубной щёткой, просто прокручивая цепь и смывая-сметая грязь, после чего промыть водой. Оптимальный вариант - снять цепь и промыть в ультразвуковой ванне, но это не та вещь, которая есть дома у каждого. Компромиссный вариант - купить пластиковую машинку для чистки цепи за, примерно, 300₽.

Смазывать цепь стоит смазками, которые не провоцируют налипание пыли и грязи, так как в этом случае вся трансмиссия велосипеда будет работать "на абразиве", что спровоцирует усиленный износ и выход узлов из строя.

Вилка

На велосипеде установлена простейшая пружинно-полимерная вилка, которой хватает для большинства ситуаций.

Вывод

Большинство роликов про велосипеды в Интернет - развод на понт типа "нормальный велосипед бывает только за 50-100-500 тысяч". Сколько денег не отдай - там всё равно будет седло, руль и два колеса. Для обычной покатушки по городу и деревенско-лесному бездорожью на 10-30 километров хватит практически любого велосипеда, а если за ним следить - не потребуется покупать более новую модель, так как принципиальной разницы не будет. Безусловно, современные детали добавят комфорта и безопасности, но в большинстве случаев это не критичиные изменения.

Кроме того, на горизонте 10 лет, могу отметить, что велосипеды в относительных цифрах сильно дешевеют даже не смотря на инфляцию и то, что раньше было дорого, теперь может себе позволить человек со средним и небольшим доходом.