Найти тему
Armenia Today

Притчин: Признание Ереваном Карабаха частью Азербайджана позволяет Баку ограничивать миротворцев

Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Станислав Притчин в интервью Armenia Today оценил заявление МИД России по ситуации вокруг Нагорного Карабаха.

Притчин, в частности, прокомментировал фрагмент заявления, в котором говорится, что признание Арменией Нагорного Карабаха частью Азербайджана «кардинальным образом изменило основополагающие условия», при которых было подписано заявление от 9 ноября 2020 года» и положение миротворцев РФ, а также, что «в этих условиях не следует перекладывать ответственность за судьбу армянского населения Карабаха на третьи страны».

«В заявлении российского министерства иностранных дел делается упор (особенно в начале) на то, что руководство Армении признало Нагорный Карабах частью территории Азербайджана. При этом подчеркивается, что это было сделано под эгидой переговорного процесса Евросоюза без присутствия России. И, соответственно, это решение и это признание — во многом ответственность руководства Армении», – отметил эксперт.

Притчин заявил, что признание Ереваном Нагорного Карабаха частью Азербайджана меняет геополитическую и юридическую конфигурацию вокруг региона. «То есть, если мы исходим из той юридической реальности, которая была на момент окончания Второй карабахской войны, статус Нагорного Карабаха во многом находился в серой зоне, и конечно в таких условиях, присутствие и работа российских миротворцев, эта была реальная гарантия восполнения этой серой, спорной, неурегулированной зоны в отношениях между Арменией и Азербайджаном, и их присутствие было оправдано, их ответственность была высока. В условиях же, когда Армения признает Нагорный Карабах частью Азербайджана, соответственно присутствие российских миротворцев там признано как присутствие на территории Азербайджана», – подчеркнул он.

По словам эксперта, соответственно у Баку проявляются гораздо больше оснований действовать на своей территории, исходя из своих интересов и, соответственно, иметь возможность максимально ограничивать деятельность российского миротворческого контингента. Притчин подчеркнул, что основной посыл заявления МИД РФ заключается в том, что Россия не снимает с себя ответственности за происходящее, но предлагает проводить переговоры на российской площадке в соответствии с признанием Ереваном территориальной целостности Азербайджана, а также решать существующие проблемы с безопасностью населения Нагорного Карабаха и его снабжением.

«Это все, конечно же, требует комплексного решения. Когда происходят сепарированные переговоры на одной площадке и на ней достигаются одни договоренности, а на другой площадке мы видим, что практически ничего не решается, в таких условиях обеспечивать комплексное выполнение того же функционала РМК не представляется возможным», – подчеркнул эксперт.

Тайминг заявления МИД России, по мнению Притчина понятен и соответствует очередным переговорам в Брюсселе. «То есть с российской стороны, насколько я понимаю, видны проблемы, которые не решаются в контексте европейского и американского переговорных треков. Россия готова заниматься ими и нести за них ответственность, если стороны готовы будут обсуждать это с Россией», – пояснил он.

«Здесь много требуется и со стороны Армении, потому что сам факт признания Нагорного Карабаха азербайджанским не решает тех комплексных вопросов, которые необходимо решить. И, как мы видим, нормализация отношений невозможна без симметричных ответов — открытия сухопутного маршрута в Нахичеване. Это основное требование Азербайджана, и в контексте Лачинского коридора это одно из направлений, которое нужно решать», – сказал Притчин. По его словам, и ЕС начинает говорить о необходимости открытия транспортных коридоров во всех направлениях, а не только Лачинского коридора.

«Принятые ранее решения имеют очень серьезные последствия «на земле» и требуется более системный подход со всех сторон для того, чтобы двигать переговорный процесс и шаг за шагом решать те вопросы, которые накапливаются с учетом складывающейся на земле ситуации», — заключил эксперт.

МИД России 15 июля заявил, что признание Арменией Нагорного Карабаха частью территории Азербайджана «кардинальным образом изменило основополагающие условия», при которых было подписано заявление от 9 ноября 2020 года. По оценке ведомства, в этих условиях следует приступить к подготовке мирного договора между Ереваном и Баку, частью которого должны стать гарантии населению Нагорного Карабаха. Россия выразила готовность организовать в Москве встречу глав МИД двух стран.

В Брюсселе в тот же день, 15 июля прошли переговоры премьера Армении Никола Пашиняна, президента Азербайджана Ильхама Алиева и главы Евросовета Шарля Мишеля. По итогам встречи Мишель сообщил, что стороны обсудили «положение армянского населения Карабаха» и ситуацию вокруг Лачинского коридора. До этой встречи Пашинян и Алиева провели переговоры в Кишиневе 1 июня с участием главы Евросовета, президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Олафа Шольца. Лидеры Армении и Азербайджана также встретились в Москве 25 мая при участии президента России Владимира Путина.

Читай больше новостей на нашем сайте

Новости Армении в Telegram