Найти в Дзене
Мысли юриста

У мужа в 10 раз больше осталось! Надо отменить брачный контракт!

с просторов интернета для иллюстрации
с просторов интернета для иллюстрации

Анна и Александр прожили несколько лет в браке. Анна соответствовала своему мужу – крупному бизнесмену. Занималась собой, своей красотой. Сопровождала мужа в светских выходах. И детей родила, двоих наследников: сына и дочку. Детьми занималась и сама, и няни. Все как у всех. Но в один далеко не прекрасный момент супружеская жизнь не заладилась. И брак не пережил 13ю годовщину. Вот не зря на это число говорят, что неприятности приносит.

Ссоры, скандалы были невероятно частыми. И Александр решил: надо все это прекращать. Он подал в суд заявление о разводе и об определении места жительства детей с собой.

- Все, хватит. Дети и так постоянно с нянями. Так что мать им не нужна.

- Это мои дети, будут жить со мной. А ты платить на их содержание будешь.

- Так я и так оплачиваю их содержание, только твое не хочу.

- Я не могу, я люблю детей, - заплакала Анна.

- Я согласен на проживание детей с тобой. Но тогда мы заключаем брачный контракт. Я не могу терять бизнес и активы. Ты получишь достаточно.

Брачный контракт составляли не один день. Были юристы с двух сторон, множество консультаций. Анна получила чуть меньше 4 миллионов фунтов стерлингов (почти 300 млн. рублей по курсу того периода), квартиру и гараж в Питере, квартиру в Лондоне, ювелирные украшения, картины и еще много приятных и дорогостоящих вещей.

После подписания супруг сказал:

- Все, теперь разводимся, езжай в свою квартиру.

- Я хочу в доме жить.

Александр выставил жену за ворота. Она, с возмущением, обратилась в полицию:

- Он меня избил, выгнал из дома!

- Давайте снимем побои.

- Так это… он меня без следов избил.

Александру позвонили:

- Не бил я ее, я женщин не трогаю. Просто скандалит. Денег хочет.

Анне в возбуждении уголовного дела было отказано: следов побоев никаких нет, даже самого маленького синячка.

Вскоре они развелись. На весь период скандалов, развода дети жили в Англии, там и учились.

Анна еще в мае подала заявление в Англии на определение места жительства с ней. Александр возражал, конечно. И местом жительства детей было определено место жительства отца.

Анна жаловалась подругам:

- Так бы дети со мной – и алименты платил и на них, и на мое содержание. А так – с папой.

Спустя почти три года Анна подала в суд на отмену брачного договора.

- Я получила мало. У мужа осталось в 10 раз больше. И вообще, брачный контракт был подписан под угрозой потери детей. Александр подал в суд иск об определении места жительства детей с ним, и на развод. Я была испугана, и все подписала, не читая. Хочу половину всего, что есть у Александра, как по закону положено.

Александр, конечно, возражал:

- Читала она все, месяц контракт согласовывали, все. Что хотела – она получила. И никаких угроз не было. И срок давности – год по этому иску, а прошло значительно больше времени. Она его пропустила. Прошу суд применить срок.

Районный суд в иске отказал, апелляция поддержала районный суд. А вот кассация отменила все решения: так мало досталось истице, и за детей боялась. Пусть районный суд пересмотрит.

Александр не согласился и отправил жалобу в Верховный суд.

Там дело приняли к рассмотрению, и отменили решение кассации:

Сам по себе иск об определении места жительства детей не является длящейся угрозой. Причем в мае Александр этот иск отозвал. И в мае же Анна подала в Англии в суд заявление об определении места жительства с ней. Это еще кто кому угрожал. Брачный контракт заключили только в июле. И в ноябре развелись.

До 2018 года дети жили в Англии с мамой. После решения семейного суда Англии – с папой. Никто никого не удерживал. То есть контракт был подписан добровольно. Было время на его обсуждение.

Контракт для того и заключают, чтобы отступить от равенства долей. Что стороны и согласовали: добровольно и добросовестно перечислив кучу всего. А то, что документы на детей были у мужа – не насилие и не принуждение. Мама вполне могла сходить и получить дубликаты.

Несоразмерность выделенного имущества — не безусловное основание признать брачный договор недействительным. Анна получила достаточно, поэтому стоимость того, что получил мужчина, уже не имеет значения.

И решение районного суда оставили в силе. Анна осталась при своем, и половину активов мужа «отжать» не сумела. Хотя и так осталась при деньгах, квартирах. И дети с папой.

Определение Верховного суда РФ от 27.09.2022 по делу № 33-KT22-5-K3

Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.