Найти тему

Всё по форме

Оглавление

Рассказываем, как менялась форма железнодорожников с советских времён до наших дней

Проводник в красивой форме — неотъемлемая часть железнодорожной поездки. Подобные атрибуты настраивают на нужный лад: путешествие начинается. История униформы железнодорожников довольно долгая. Самую первую единую форму по всей России утвердили ещё в 1878 году, поменялась она в советское время.

Люди в чёрном

В первые годы существования СССР многие сотрудники железных дорог донашивали старую форму или обходились без неё. Новую вводили постепенно, начав уже в 1922 году с бригад поездов беспересадочного сообщения. Например, начальники поездов, проводники-истопники и смазчики должны были носить форменные куртки и фуражки с синим кантом.

Единая система возникла через несколько лет, в 1926-м. Вышел специальный приказ Народного комиссариата путей сообщения, который официально вводил новую железнодорожную форму для сотрудников некоторых служб. В комплект входили: фуражка, три тужурки (две для лета и одна для зимы), а также пальто.

Для каждой из частей униформы были прописаны правила: цвет, материал, фасон, количество, вид пуговиц и так далее. В одежде преобладал чёрный цвет, лишь летней тужурке позволялось быть белой.

Форма для женщин

Следующие перемены случились в 1932 году. Новым приказом НКПС была введена форма абсолютно для всех железнодорожников. Отдельно упомянули в нём и одежду для женщин: с кителем они носили юбку, а на голове — берет. Мужчинам к кителю полагались прямые брюки или галифе и фуражка. Также железнодорожникам выдавали шинель, ремень с пряжкой, шапку-финку со звездой и изображением паровоза, ботинки и сапоги. Цвет формы в это время сменился на тёмно-синий.

"Портрет машиниста Лясковского" (худ. В. А. Апостоли-Триандофилос). 1935
"Портрет машиниста Лясковского" (худ. В. А. Апостоли-Триандофилос). 1935

Чтобы различать сотрудников разных служб, использовали цветные канты на головном уборе и петлицах.

Фуражки НКПС-МПС: 1 — главных кондукторов; 2 — машинистов; 3 — начальников станции и дежурных по станции при исполнении обязанностей (галуны — по классу станции); 4 — бригадиров пути и сигналистов при ограждении мест ремонта пути (1943) MaslakovAS. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=90799713
Фуражки НКПС-МПС: 1 — главных кондукторов; 2 — машинистов; 3 — начальников станции и дежурных по станции при исполнении обязанностей (галуны — по классу станции); 4 — бригадиров пути и сигналистов при ограждении мест ремонта пути (1943) MaslakovAS. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=90799713

Спустя ещё 10 с лишним лет, в 1943 году, железнодорожники обрели звания, а железнодорожная форма — соответствующие погоны. На них располагали и эмблемы принадлежности сотрудника той или иной отрасли. В то же время появилась специальная парадная форма, которую носили высшие чины.

Нарукавный знак кондуктора (1943) MaslakovAS. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=90802588
Нарукавный знак кондуктора (1943) MaslakovAS. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=90802588

Крылатое колесо

Погоны отменили в 1955 году, железнодорожники стали носить форму гражданского образца, а знаки категории службы вернулись на петлицы. А в 1963 году появился знаменитый знак с колесом и крыльями — он полагался лишь тем сотрудникам, которые имели непосредственное отношение к движению и обслуживанию поездов. Тужурки сменились пиджаками, на рукавах которых располагались знаки отличия.

Знаки на китель железнодорожников: вверху — высшего начсостава (1963—1979); в середине и внизу — варианты знаков старшего, среднего, младшего начсоставов (шитый и цельноштампованный) (1963—1973) MaslakovAS. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=90826675
Знаки на китель железнодорожников: вверху — высшего начсостава (1963—1979); в середине и внизу — варианты знаков старшего, среднего, младшего начсоставов (шитый и цельноштампованный) (1963—1973) MaslakovAS. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=90826675

После СССР

В постсоветские годы форма ещё некоторое время оставалась тёмно-синей. Сменить её решили в 2000-х. В 2003 году объявили конкурс, и в 2006-м жюри выбрало вариант Дома моды Виктории Андреяновой. С 2010-го сотрудники РЖД одеваются в фирменные серо-красные цвета. Форма начальствующего состава дополнена галстуками, а вот пуговицы у всех одинаковые — серебряного цвета с эмблемой железной дороги.

Проводники пассажирского поезда на станции Порт Байкал
Проводники пассажирского поезда на станции Порт Байкал

Отправление поезда "Байкальская сказка". Начальник поезда Александр Пустовит
Отправление поезда "Байкальская сказка". Начальник поезда Александр Пустовит