Рассказываем, как менялась форма железнодорожников с советских времён до наших дней
Проводник в красивой форме — неотъемлемая часть железнодорожной поездки. Подобные атрибуты настраивают на нужный лад: путешествие начинается. История униформы железнодорожников довольно долгая. Самую первую единую форму по всей России утвердили ещё в 1878 году, поменялась она в советское время.
Люди в чёрном
В первые годы существования СССР многие сотрудники железных дорог донашивали старую форму или обходились без неё. Новую вводили постепенно, начав уже в 1922 году с бригад поездов беспересадочного сообщения. Например, начальники поездов, проводники-истопники и смазчики должны были носить форменные куртки и фуражки с синим кантом.
Единая система возникла через несколько лет, в 1926-м. Вышел специальный приказ Народного комиссариата путей сообщения, который официально вводил новую железнодорожную форму для сотрудников некоторых служб. В комплект входили: фуражка, три тужурки (две для лета и одна для зимы), а также пальто.
Для каждой из частей униформы были прописаны правила: цвет, материал, фасон, количество, вид пуговиц и так далее. В одежде преобладал чёрный цвет, лишь летней тужурке позволялось быть белой.
Форма для женщин
Следующие перемены случились в 1932 году. Новым приказом НКПС была введена форма абсолютно для всех железнодорожников. Отдельно упомянули в нём и одежду для женщин: с кителем они носили юбку, а на голове — берет. Мужчинам к кителю полагались прямые брюки или галифе и фуражка. Также железнодорожникам выдавали шинель, ремень с пряжкой, шапку-финку со звездой и изображением паровоза, ботинки и сапоги. Цвет формы в это время сменился на тёмно-синий.
Чтобы различать сотрудников разных служб, использовали цветные канты на головном уборе и петлицах.
Спустя ещё 10 с лишним лет, в 1943 году, железнодорожники обрели звания, а железнодорожная форма — соответствующие погоны. На них располагали и эмблемы принадлежности сотрудника той или иной отрасли. В то же время появилась специальная парадная форма, которую носили высшие чины.
Крылатое колесо
Погоны отменили в 1955 году, железнодорожники стали носить форму гражданского образца, а знаки категории службы вернулись на петлицы. А в 1963 году появился знаменитый знак с колесом и крыльями — он полагался лишь тем сотрудникам, которые имели непосредственное отношение к движению и обслуживанию поездов. Тужурки сменились пиджаками, на рукавах которых располагались знаки отличия.
После СССР
В постсоветские годы форма ещё некоторое время оставалась тёмно-синей. Сменить её решили в 2000-х. В 2003 году объявили конкурс, и в 2006-м жюри выбрало вариант Дома моды Виктории Андреяновой. С 2010-го сотрудники РЖД одеваются в фирменные серо-красные цвета. Форма начальствующего состава дополнена галстуками, а вот пуговицы у всех одинаковые — серебряного цвета с эмблемой железной дороги.