Найти тему
Свой человек

Как американцы обменяли свою Pepsi на советское игристое вино «Наздоровья» и водку «Столичная».

Шампанское и водка в обмен на пепси-колу. Картинка из общедоступных источников.
Шампанское и водка в обмен на пепси-колу. Картинка из общедоступных источников.

Приветствую вас, уважаемые друзья!

Несмотря на то, что у русских нет тоста «На здоровье!», который часто озвучивают в голливудских фильмах, это не остановило экспорт на Запад игристого вина с таким названием.

В роскошном отеле St. Regis в центре Манхэттена богатые и видные американцы собрались на презентацию нового российского игристого вина из Абрау-Дюрсо под маркой «Наздоровье». На такое неожиданное мероприятие в 1975 году во время холодной войны их пригласил глава PepsiCo Дональд Кендалл. Дегустация советских игристых вин должна была способствовать «лучшему взаимопониманию» и «снижению напряженности» в отношениях между США и СССР. Но, естественно, меркантильные интересы и прибыль было не на последнем месте в этих планах.

Во время своего визита в СССР в 1971 году мистер Кендалл заключил сделку с Советским Союзом о поставках в нашу страну напитков PepsiCo. Благодаря этому, Pepsi Cola стала первым американским брендом, официально запущенным в продажу в СССР. В обмен PepsiCo согласилась организовать импорт в США и дистрибуцию водки «Столичная» и игристого вина «Наздоровье».

Фотография, на которой советский лидер Никита Хрущев пробует пепси-колу на Американской национальной выставке в Москве в 1959 году, была опубликована сотнями иностранных СМИ.
Фотография, на которой советский лидер Никита Хрущев пробует пепси-колу на Американской национальной выставке в Москве в 1959 году, была опубликована сотнями иностранных СМИ.

Алексей Косыгин, заместитель председателя Совета Министров СССР, организовал обмен газировки по формуле «литр на литр». Американцы согласились, не учтя тот факт, что водка является готовым продуктом, а газировка – концентратом в виде гранул. В итоге формула была 1 к 17 не в пользу американцев.

Дональд Кендалл подписывает соглашение об открытии завода PepsiCo в Новороссийске. СССР, 1973. Дмитрий Козлов/Sputnik
Дональд Кендалл подписывает соглашение об открытии завода PepsiCo в Новороссийске. СССР, 1973. Дмитрий Козлов/Sputnik

С 1973 по 1981 год в США было отправлено 1,9 миллиона декалитров водки «Столичная» общей стоимостью 25 миллионов долларов. За тот же период в СССР было произведено 32,3 миллиона декалитров пепси-колы, и ее было продано в общей сложности на 303 миллиона рублей (учитывая обменный курс в то время, это означает, что Советский Союз заработал на 139 миллионов рублей больше, чем американцы). PepsiCo не получала денег за свою «Пепси», компания могла получать только доход от продажи советских алкогольных напитков в США.

Texas Monthly, 1977. Картинка из общедоступных источников.
Texas Monthly, 1977. Картинка из общедоступных источников.

Можно предположить, что объем поставок вина из СССР был намного скромнее, чем объем поставок водки. Тем не менее, начиная с 1974 года, советское игристое вино «Наздоровье» продавалось в нескольких магазинах в США.

Бренд «Наздоровье» для советского игристого вина был вполне осознанным. Он возник из модифицированного тоста «На здоровье», который звучал во всех американских фильмах по поводу всего русского или алкогольных напитков.

Для Америки импорт советского игристого вина в те годы не был чем-то необычным. Популярный напиток также импортировался из Югославии, Южной Африки и Австралии.

Популярный в те годы американский журналист Фрэнк Дж. Прайал в своей статье в самой продаваемой газете New York Times в 1975 году описал «Наздоровье, Экстра Брют» как «очень сухое и хорошо сбалансированное»; а «Наздоровье Брют» как «более золотистого цвета и несколько более сладкое послевкусие». Напиток стал пользоваться популярность.

Эти игристые вина производились из местного винограда в местечке под названием Абрау-Дюрсо в Краснодарском крае на юге России. Виноделы использовали сорта винограда Пино Нуар и Пино шардоне. Как того требовала классическая технология производства шампанского, вино выдерживалось в течение трех лет. СССР также поставлял свое игристое вино «Наздоровье» в Бельгию, Бразилию, Италию, Канаду, Мексику и страны Восточной Европы.

Абрау-Дюрсо. Картинка из общедоступных источников.
Абрау-Дюрсо. Картинка из общедоступных источников.

В Америке бутылка Extra Brut продавалась за 13 долларов, в то время как Brut - за 9,95 долларов. По цене оно было в пределах стоимости бутылки не марочного французского шампанского Moet & Chandon (10 долларов), но дороже игристого вина премиум-класса из Калифорнии.

В 1979 году советско-американские отношения испортились от нового кризиса связанного с вводом советских войск в Афганистан и популярность советских напитков стала падать. В конце 1980-х, незадолго до распада СССР, американцы переориентировали свои бартерные сделки на покупку советских природных ресурсов и редкоземельных металлов в обмен на газировку.

👉 В 2022 году история повторилась и теперь в наших магазинах редко встретишь оригинальную «Пепси» на смену ей пришел напиток от того же американского производителя, но местного разлива от создателя кваса «Русский дар», но уже без молекул « американской свободы и демократии».

Картинка из общедоступных источников.
Картинка из общедоступных источников.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, чтоб однажды, снова найти его в этом море информации. Хорошего вам дня и крепкого здоровья! Комментарии всегда открыты для всех.

При подготовке статьи использовался материал интернет портала rbth.