19,3K подписчиков

В России могут ужесточить штрафы за нарушение прав потребителей. Почему юристы против

Общественники предложили ввести оборотный штраф в 1% для компаний, навязывающих клиентам дополнительные услуги. Роспотребнадзор согласился с их инициативой. Речь идет о торговле, страховых компаниях и автодилерах. При этом, по мнению юристов, такая мера может привести к тому, что любую дополнительную услугу в договоре станут называть «навязанной». Подробности — в материале «Ямал-Медиа».

Общественники предложили ввести оборотный штраф в 1% для компаний, навязывающих клиентам дополнительные услуги. Роспотребнадзор согласился с их инициативой.

Недопустимые условия

Ужесточить наказание для тех компаний, которые грубо нарушают права потребителей — включают в договор противоречащие закону условия — предложила «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ). Когда организации, к примеру, навязывают ненужные услуги своим клиентам. В ОПИ отметили, что в этих случаях следует взимать с компаний оборотный штраф в 1%, учитывая выручку за прошлый год. Нововведение предлагается закрепить в статье 14.8 КоАПа «Нарушение иных прав потребителей». Это следует из письма ОПИ в кабмин и Роспотребнадзор, которое оказалось в распоряжении «Известий».

Общественники наблюдают резкий рост случаев, когда компании грубо нарушили права потребителей. Так, за последние два года число таких нарушений выросло в пять раз, рассказал глава ОПИ Олег Павлов. Он привел пример, как маркетплейсы могут обязать клиентов оплатить возврат некачественных товаров.

Недобросовестные практики также активно применяют в страховании и потребительском кредитовании, оказывая давление на клиентов, чтобы те оформляли дополнительные страховки вместе с кредитом. Или заставляют при покупке полиса ОСАГО также застраховывать свою жизнь. А автомобильные дилеры навязывают клиентам дополнительные финансовые, страховые, сервисные услуги, причем, как правило, по завышенной стоимости.

По словам Павлова, покупатели часто несут расходы, не зная о своих правах.

Общественники предложили ввести оборотный штраф в 1% для компаний, навязывающих клиентам дополнительные услуги. Роспотребнадзор согласился с их инициативой.-2

Фото: Pexels

«За включение таких условий в договоры Роспотребнадзор регулярно объявляет компаниям предостережения. Однако регулятор не может наказать нарушителей из-за моратория на внеплановые проверки. Более того, штраф за такие нарушения незначителен — всего 20 тысяч рублей», — пояснил глава ОПИ

Он призвал ужесточить меру ответственности компаний за включение в договор недопустимых для клиентов условий.

Такие нарушения носят массовый характер, при этом размер штрафа за них действует еще с 2001 года. В связи с чем Роспотребнадзор поддержал инициативу общественников, сообщили в службе.

«Предусмотренные размеры санкций в полной мере отвечают как целям административного наказания — предупредить новые нарушения, так и степени тяжести совершаемых деяний из-за их умышленного характера».

Пресс-служба Роспотребнадзора

Ситуация не исправится

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов назвал оборотный штраф исключительной мерой, поставившей под угрозу существование компании и работников. По его мнению, это не позволит организации выполнять обязательства, которые она взяла на себя.

«Если мы хотим сохранить качество сервиса, не допустить роста цен и не нанести ущерб экономике, то на подобные инициативы следует ввести мораторий», — считает президент АКИТ.

В Российской страховой ассоциации (РСА) рассказали, что клиенты немного жалуются на навязывание услуг в ОСАГО, так как в законах уже предусмотрены все необходимые меры для защиты потребителей, которых достаточно.

Вице-президент ассоциации Российских автомобильных дилеров (РОАД) Вячеслав Жигалов считает, что ужесточение наказания за нарушения, которые в каждой отрасли имеют свои причины и механизмы, не исправит ситуацию. Он признал, что еще недавно на автомобильном рынке были случаи навязывания дополнительных продуктов, когда был пик избыточного предложения машин.

По его словам, в РОАД предлагают ограничить власть изготовителей, применяя к ним закон «О защите конкуренции», запрещающий доминирующим на рынке компаниям навязывать невыгодные условия своим контрагентам.

Общественники предложили ввести оборотный штраф в 1% для компаний, навязывающих клиентам дополнительные услуги. Роспотребнадзор согласился с их инициативой.-3

Фото: Erik Mclean/Pexels

Массовые злоупотребления

Инициатива с оборотными штрафами может привести серьезным последствиям, сказал вице-президент Российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников. Юрист пояснил, что могут начаться массовые злоупотребления на местах. Кроме того, существует риск, что любая дополнительная услуга в договоре с компанией будет трактоваться как навязанная.

Мельников напомнил, что существуют отрасли, в которых основная часть прибыли завязана на этих дополнительных услугах. К примеру, автосалоны по продаже новых машин. Он пояснил, что дилеры продают авто по примерно одинаковым допустимым ценам от автоконцернов, при этом они еще могут продавать оборудование, стоимость на которое не фиксирована. Клиентам могут предложить установить на авто кондиционер или приобрести коврики. Так дилеры и зарабатывает. По мнению юриста, инициативу ОПИ следует доработать.

Стоимость новых легковых автомобилей в России увеличится в среднем на 5-10% в течение текущих лета и осени. Это случится из-за ослабления рубля к основным мировым валютам.

Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».