Автор: Алексей Сальников
5/10
Об авторе
Алексей Сальников - уральский писатель, родившийся в Эстонии.
Творческий путь начал со стихов, которые уходили в стол. Но душа поэта всё-таки требовала оценки и однажды он попросила друга показать стихи своему преподавателю. Преподаватель стихи обругал, но пригласил их автора на встречу. Так начался рост Сальникова, как поэта.
Первый же роман Алексея Сальникова вышел в 2015 году, а через год свет увидели "Петровы в гриппе", которые подарили автору премию «Национальный бестселлер» и «НОС».
Впечатления
Сейчас, когда я пишу этот отзыв, мне даже кажется, что в романе была изюминка. Она, конечно, была, но какая-то горькая. Да и первые впечатления надежно зафиксированы в заметках и не дают мозгу обманываться.
На протяжении всей книги я думала: "Люди искренне этим восторгаются или делают вид, чтобы не казаться тупее, чем какой-нибудь друг или сосед?"
О плюсах
Написан роман живым настоящим языком. Прямо веришь, что фразы и слова говорят именно эти персонажи.
Образы и характеры тоже прописаны живо: герои будто вышли из соседнего подъезда. Хорошо понятен и их внутренний мир — видно, что, либо существуют настоящие прототипы, либо Сальников отличный психолог и эмпат. Многие мысли и переживания героев мне близки, от этого, несмотря на многочисленные минусы, симпатия к ним у меня всё-же возникла.
О минусах
В романе есть персонаж, который, по моим ощущениям, олицетворяет автора. Сергей — друг детства главного героя. Он писатель, который хочет шокировать, поражать своими историями. Вот и Сальников, кажется, не преследовал никакой цели, кроме как шокировать аудиторию своих книг внутренним миром людей "с района". Есть, на мой взгляд, в этом что-то низкое и неприятное. А если вы сами выросли в 90-е, то вам просто будет скучно. Потому что все эти "шокирующие" мысли, события и персонажи скорее всего прекрасно вам знакомы, и в недрах вашего прошлого или прошлого ваших знакомых точно найдутся похожие истории.
Хотя полноценных историй в этой книге нет. Каждый раз ты будто прыгаешь в середину повествования, скачешь по персонажам, варишься в котле чужих мыслей и ощущений, а потом в РАНДОМНЫЙ момент выпрыгиваешь оттуда и идёшь по своим делам с мыслями: "А что это было вообще?". Из-за этого создаётся впечатление, что читаешь не законченное произведение, а черновик.
Первые две главы, вообще, чистая графомания: ни цели, ни смысла. Только пьяная философия. Очень похоже на Алексея Иванова(да простят меня его фанаты).
ТО ЛИ ЛЫЖИ НЕ ЕДУТ, ТО ЛИ ДЕЛО ВО МНЕ
После того как я прочла завершающее предложение романа, у меня возникли сомнения: "А не подсунули ли мне вариант без последней главы?". Пошла искать в интернете — всё так и задумано, конец такой.
Меня это не удовлетворило, и я провалилась в интервью автора разным журналам, анонсы, рецензии и отзывы. Вот тут-то меня и накрыло. Жаль, что я не могу обсудить с вами все подробности, потому что здесь #зонабезспойлеров, но вот что скажу: "КАК БЛ.ТЬ МОЖНО БЫЛО ЭТО ПОНЯТЬ????".
Это первое произведение в моей жизни, которое без объяснения автора я бы не поняла даже с сотого прочтения. Автор как будто не спрятал смысл, а просто забыл его положить. Я не помню ни намека, ни крохотной пасхалочки, ни фразы, брошенной вскользь, которые намекнули бы на ЭТО.
В общем, если вы прочитали "Петровых", но не прочитали объяснение, — вы не познали истины.
А если вы прочитали "Петровых", прочитали объяснение и: "Ну, я так и думал", — для меня вы чёртов гений)
P.S. Говорят одноименное кино можно смотреть только в шапочке из фольги, приняв предварительно 200 грамм.