Найти в Дзене
Про жизнь

Потомственный железнодорожник из г. Железнодорожного, БАМовец и МИИТовец

Борис Алексеевич Лёвин (11 августа 1949, Железнодорожный, Московская область — 30 июня 2023) — ректор МИИТа (март 1997 — 16 ноября 2018). Фото 2016 г.
Борис Алексеевич Лёвин (11 августа 1949, Железнодорожный, Московская область — 30 июня 2023) — ректор МИИТа (март 1997 — 16 ноября 2018). Фото 2016 г.

30 июня 2023 года скончался Борис Алексеевич Лёвин, известный, признанный российский ученый, путеец, с 1997 по 2018 год – ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа). Доктор технических наук, профессор, Лауреат премий Правительства РФ в области науки и техники (2003) и в области образования (2010).

Многолетние успешные труды Бориса Алексеевича отмечены Орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, Орденами Почета и Александра Невского и другими российскими и зарубежными наградами. Его научные труды внесли огромный вклад в управление транспортом и совершенствование транспортного образования России. Несмотря на тяжелую болезнь он продолжал работу в качестве президента Российского Университета транспорта (МИИТ) и главы Ассоциации вузов транспорта.

Потомственный железнодорожник, Борис Лёвин родился в подмосковном городе Железнодорожный. Его предок Алексей Арсентьев работал на строительстве железной дороги Санкт-Петербург-Москва подрядчиком на участке Тверь-Бологое. Его отец, фронтовик Алексей Петрович Лёвин после войны работал машинистом, в числе первых осваивал первые советские электровозы. И юный Борис мечтал стать машинистом. К тому же и день его рождения, 11 августа практически совпадал с Днем железнодорожника – важным Праздником объединившим поколения российских, советских путейцев: 10 июля (нов. стиля) приказ министра путей сообщения Российской империи князя Хилкова сделал Днем российских, а встреча И.В. Сталина с делегацией железнодорожников советских в итоге утвердила днем Праздника – первое воскресенье августа. В этом году Борис Алексеевич до своего профессионального и семейного Праздника не дожил месяц.

Еще студенческие годы Лёвина связали его, МИИТ, комсомол с БАМом, последним как оказалось, Великим проектом СССР. На его строительстве комсомольские стройотряды МИИТа были важной «ударной силой», они начали работу в 1972-м, за 2 года, до того, как БАМ стал известной Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

Борис Лёвин - стройотрядовец
Борис Лёвин - стройотрядовец

Строители-путейцы со времен Транссиба: особая «каста». Надежность железных дорог, мостов, туннелей – важнейшая опора российской, советской цивилизации. И комсомольцы руководимые Б.А. Лёвиным, «Строили коммунизм – а построили Россию». Первая правительственная награда Лёвина, орден «Знак Почета» (1976) – из этого периода.

В 1973 году Борис Лёвин окончил МИИТ (специальность «Автоматика и телемеханика»), с 1977 года заведующий аспирантурой МИИТа, с 1991 года – ректор Всесоюзного института повышения квалификации руководителей и специалистов железнодорожного транспорта, позже преобразованную в Российскую академию путей сообщения (РАПС).

В 1990-е новосоздаваемый социально-экономический уклад принес немало испытаний вузам страны. В МИИТе 28% площадей учебных корпусов и 43% общежитий были сданы в аренду, ветшание делало или опасными для занятий, внешний долг университета превысил 25 млрд рублей. Преподава­тели подрабатывали на стороне, недостаточный приток молодых ученых угрожал сохранению научных школ. Выживание вуза требовало не просто кадровых изменений – прихода новой команды с новой программой.

Понятно, «второго МИИТа» не было в Москве и шире – в стране, но зримые успехи РАПС дали его команде и главе, Борису Алексеевичу Лёвину шанс возродить родной ВУЗ.

18-й со дня основания глава исторического Императорского Московского Инженерного Училища-МИИТа-Российского Университета Транспорта воссоздал всё норма­тивно-методическое, кадровое, научное и учеб­но-методическое обеспечение, заработавшее как это называли «в условиях рынка» (в т.ч. и самого «дикого рынка» 1990-х). Был установлен баланс интересов института и каждого организатора обучения, новый тип кафедры – объединения научно-­педагогических работников.

Б.А. Лёвин, перестав быть распределителем средств, стал своего рода «хранителем конституции ВУЗа», согласно которой, постоянно растущие средства и распределялись. Сама эта «Конституция», прописанные отношения «зарабатывающих» и расходующих подразделений и служб – стала понятна, устойчива и… справедлива.

Свобода от «руления денежными потоками» обеспечила более широкий горизонт планирования, и ректор Лёвин стал не только президентом Ассоциации транспортных ВУЗов России, но в определенной степени лидером и защитником российского отраслевого образования вообще. Ведь с начала 21-го века МИИТ стал неким центром «паломничества» руководителей не только транспортных ВУЗов: модель его выхода из кризиса и успешного развития стала популярной в России. Здесь побывали Президенты, премьер-министры Д.А. Медведев, В.В. Путин, практически все руководители связанные с инфраструктурой страны.

В.В. Путин в МИИТе
В.В. Путин в МИИТе

Знаменитая уже оценка В.В. Путина: «В 1990х – начале 2000-х годов на инфраструктурных компаниях держалась вся экономика страны. Именно они тогда спасли страну, не дали рухнуть экономике. По-настоящему это еще не оценено» – связана с объектами путей сообщения крупнейшей страны мира, но и с ВУЗами, давшими им достойное кадровое обеспечение.

История еще «оценит по-настоящему» усилия МИИТ-овцев той эпохи, как сами они приучали студентов ценить все достижения, героев эпох предыдущих.

Памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому напротив Первого корпуса МИИТа не случайно уцелел в годы, когда свержение подобных монументов считалось признаком «прогресса». Очередная комиссия пришла с требованием убрать памятник, но профессор Лёвин возразил, опираясь на историю: «Кроме неоспоримых заслуг в восстановления железных дорог Феликса Эдмундовича с ВУЗом связывал «личный момент». В период крайнего голода МИИТовцы обратились к Наркому за помощью и в течении недели на подъездные пути Рижского вокзала в адрес института пришли два вагона с хлебом. Это стало жизненно важной помощью».

Велика заслуга Бориса Алексеевича Лёвина в превращении памяти о выдающемся МИИТовце 1940-х годов Константина Владимировича Нечаева, впоследствии Митрополита Питирима – в живительный духовный источник.

Во многом усилиями ректора Лёвина восстанов­лен первоначальный облик Зала торжеств с университетс­ким храмом Св. Николая Чудотворца, вновь освященным в 2001г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

На фасаде главного корпуса – барельеф в память миитовиев, погибших в годы Отечественной войны, а рядом на ска­мейке восседает бронзовый студент ИМИУ в форме 1896 года. Фонд «Наследие Митрополита Питирима», Председателем правления которого был профессор Лёвин, не только выпускает книги, фильмы, проводит акции всероссийского уровня, но и вернул к жизни такую действенную форму обучения и воспитания, как стройотряды. Первым после долгого перерыва 1990-х стал отряд студентов, будущих строителей железных дорог, мостов, добровольно восстанавливавших Иосифо-Волоцкий монастырь, где служил Митрополит Питирим.

Плодотворное единство научных, организационных, воспитательных трудов профессора Б.А. Лёвина, взрастивших уже не одно поколение студентов позволило назвать одну из статей о нём: «Alma-Pater российских путейцев». Современное лидирующее положение РУТ (МИИТа), крупнейшего технического вуза страны заставляет преемников, сослуживцев, сотоварищей Бориса Алексеевича Лёвина хранить благодарную память о нём.

На гражданской панихиде, собравшей в университете многих знаковых персон российского транспорта, о Борисе Алексеевиче Лёвине рассказали ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов и генеральный директор ОАО» РЖД» Олег Белозеров.

Автор: Игорь Шумейко Книги автора здесь