С праздником, уважаемые читатели! Укоренилось представление о том, что в Православии не почитают объемные изображения, только написанные на доске или стене храма. Но это не так. Конечно, объемных изображений мало по сравнению с иконами, но они есть, и среди них есть даже почитаемые.
Разобраться во всей истории почитаемых объемных изображений очень трудно. Икона "на рези", т.е. вырезанная из дерева, привозимая первоначально на Русь из Византии, могла ведь быть и рельефной, а не скульптурной. Но есть очевидные примеры, на которые и стоит опираться. Самыми известными примерами почитаемых объемных изображений на Руси были иконы-статуи святителя Николая.
Неизвестно, когда возник первый такой образ, до нас дошли изображения не ранее четырнадцатого века. Очевидно, делались они по образцу предыдущих, пришедших в ветхость. И не удивительно. Ведь икона изначально находилась над аркой въездных ворот Можайского кремля.
По преданию о возникновении образа, когда город Можайск (основан в 13в.) был окружен врагами, защитники города увидели в небе образ святителя Николая в грозном виде — в правой руке он держал сверкающий меч, а в левой модель города в виде кремля. Враги бежали, а жители стали считать святителя своим покровителем. В зримый образ этого покровительства и была вырезана из дерева скульптура.
Сохранившаяся от четырнадцатого века скульптура имеет два метра высоты, фигура вырезана из одного куска дерева, другие части - из отдельных частей. Все склеено вместе специальным составом. Расписано изображение темперными красками. Сохранилась и часть оклада из золота, позолоченного серебра, жемчуга, драгоценных камней.
Но почему сохранилась так долго эта деревянная икона? Потому что в конце пятнадцатого века были построены Никольские ворота с надвратным храмом в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, и икону перенесли туда.
Как вообще на Руси возник образ-статуя, пусть и из дерева? Ответ на этот вопрос осложнен невозможностью датировать точно время возникновения образа. Ведь в разное время и причины могли быть различными. Кто-то предполагает византийское и славянское влияние, когда изготавливали в особых случаях деревянные скульптуры святым. Кто-то полагает, что на Русь традиция пришла из Белоруссии через Великое княжество Литовское. Кто-то считает, что заимствование шло напрямую из католической Европы, т.к. по особенностям изображения образ близок к романской культуре.
Но факт остается. Этот образ был одним из самых почитаемых образов святителя Николая на Руси. И значит, с него изготавливались копии. Интересно, что они были и объемные, и иконописные, и названия и в одном, и в другом случае сохранялись.
Самой известной, пожалуй, копией с этого образа является изображение святителя Николая Можайского на иконе шестнадцатого века над Никольскими воротами Московского кремля.
Идея заступничества от врага и вынесения защитной иконы на наружную сторону стены и здесь была соблюдена, как и в Можайске. Кстати, это изображение после революции считалось утраченным, но в 2010 году икона была обнаружена под десятисантиметровым пластом штукатурки и сетки (как и икона Спаса Смоленского на Спасской башне). Реставрация позволила восстановить облик святителя.
Другим, может быть менее известным, но не менее ярким примером, является почитаемый образ Великорецкий Псковский. Великорецкая икона святителя Николая была обретена на берегу реки Великой в конце четырнадцатого века, в середине шестнадцатого доставлена крестным ходом в Москву, через несколько присоединенных городов. Незадолго до этого масштабного крестного хода в Пскове произошло настолько странное событие, что его даже зафиксировала летопись. Перед самым праздником Успения Пресвятой Богородицы появились в городе старцы-иностранцы, то ли странствующие монахи, то ли паломники. Они принесли с собой две резных иконы: святителя Николая и святой Параскевы Пятницы. а надо сказать, что в средние века эти святые были самыми известными и любимыми у простого народа. Иконы-статуи вызвали смятение, и псковичи отправили их вместе со странниками в Новгород, к архиепископу. В Пскове тогда епископа не было, а новгородский архиепископ и управлял псковскими духовными делами. Макарий, тогда архиепископ Новгородский, будущий митрополит Московский, канонизированный Русской Церковью, иконник и книгочей, под руководством которого будут созданы знаменитые Четьи Минеи, почтил иконы, и приказал купить их у странников и поставить в храмах. Так псковичи и сделали.
Поскольку иконы не сохранились, судить о них можно только по описаниям, а они весьма кратки. В целом можно сказать, что правой рукой святитель благословляет, а в левой держит или град, или храм. Получается какой-то вариант совмещения чтимых образов Можайского и Великорецкого.
Из этих двух историй можно сделать некоторые выводы. Во первых, объемные иконы были из дерева и окрашены красками. Во-вторых, на них не было кругового обзора. Первая икона была в нише, вторые - "в храмцах", т.е. резных киотах. В храмах они тоже явно не стояли в центре, а были поставлены у стен. Таким образом, они были не так уж похожи на скульптуры, во всяком случае, по способу восприятия. И самый главный вывод: на Руси почитали объемные изображения, и не только святителя Николая. Но об этом, конечно, подробно нужно говорить отдельно.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!