Найти тему
кладовка

как читать книгу, чтобы потом использовать знания оттуда?

Оглавление

всем привет! в книжной сфере я часто сталкиваюсь с тем, что не могу нормально и правильно пересказать то, что было прочитано давным-давно. тогда я еще не писала отзывы в дневнике, не вела читательский дневник, и "мастера и маргариту" мне приходится вспоминать урывками, стараясь уловить суть. некоторые книги запоминаются нам и без всякой помощи из-за острого сюжета, запоминающейся трагедии или любовной драмы; для меня, например, таким романом был "записки юного врача". но давайте все же начнем по теме, и будем ставить в пример последнюю прочитанную мною книгу - "хорошие жены" Луизы Мэй Олкотт.

постановка цели

когда мы берем в руки книгу, будь то "Мартин Иден" или "краткая история человечества", у нас есть собственный мотив для того, чтобы перелистывать страницы. по своему опыту скажу, что мимолетное чтение научпоп литературы особо ни к чему меня не привело, но вот моменты, когда я записывала основные выводы, лайфхаки, важную информацию, выделяя ее различными способами, описанными далее. также вы должны понимать, реально ли хотите читать, или это для кого-то, или для чего-то, чтобы доказать свой ум или что-то подобное? доставляет ли вам это удовольствие? когда мы читаем что-то, действительно нравящееся, то у вас будет желание как и работать с текстом, так и анализировать в случае чего. вы не обязаны читать истинно классическую литературу, только научно-популярную или то, что считают "правильной" книгой. для всех литература разная: ищите своих авторов, пробуя, смакуя литераторские стили написания разных наций - французскую литературу, японскую, корейскую, итальянскую. возможно, вам и никогда не понравится читать "горе от ума" или "о дивный новый мир", но если вы сможете одолеть по две-три книги в месяц, то вам будет просто проще говорить складно, грамотно и аккуратно; литература многое меняет в нашем мышлении, но этого никогда не произойдет, если знакомство и дружба с ней окажутся насильными. определите для начала свои желания, цели и интересующие жанры.

пример: я начала читать "хороших жен" затем, что мне понравилась предыдущая часть, атмосфера книги доставляет мне уют и добро, наполняет верой в людей и дает успокоение. также это повествование об интересующей меня викторианской эпохе Англии.

-2

закладки

самое первое, и самое глобальное. я давным-давно начала видеть, как те, кто входит в "литературные соцсети", выделяют множеством разноцветных стикеров какие-то моменты, но только недавно начала делать также. при чтении любой литературы держите при себе карандаш с ластиком и понравившиеся стикеры - закажите для своего эстетического удовольствия прозрачные, или однотонные, главное, чтобы вам было приятно и интересно взять книгу с полки и заглянуть на страницы, давно прочтенные. все подряд фиксировать стикерами не советую; именно разноцветные помогут вам правильно определить то, что именно произошло на страницах с наклейками. я бы советовала отмечать такие события, как:

  • цитаты, излюбленные моменты, житейские мудрости (диалог Джо и Лори, наставления Эми)
  • смерть персонажа/надрывный момент - под таким я подразумеваю то, что очень сильно надламывает повествование и заставляет его двигаться в другую сторону (монолог Лори после наставлений, трагедия, произошедшая в доме Марчей)
  • особенности мира. этот флажок может показывать правила, по которым живут персонажи (быт леди в доме Марчей), окружающее их общество (балы Эми), принципы, продвигающиеся в книге (диалоги с матерью). подобный стикер может в полной мере дать понимание о ключевых различиях одного произведения от другого, а также показать основные проблемы, которые оно решает.
  • исторические и остальные данные. то, что зацепило вас и стало познавательным. если вы читаете научно-популярную литературу, то выделяйте все то, что считаете нужным для повторения.
-3

ведите литературный дневник

если вас интересует скрапбукинг, то у вас может образоваться огромный полет для фантазии. заполнение строчек с основным, необходимым для вспоминания. если же обустраивание атмосферы на страничках вам не так уж и важно, просто купите готовый литературный дневник, расчерченный, на столько листов, сколько осилите при чтении. у меня это обычный школьный лит.дневник на 20 страниц.

в таком дневнике следует указывать название, жанр, автора; далее - главных персонажей, с краткой характеристикой каждому, кто является основным героем; следом стоит указать основное течение сюжета - какие происходят события, не вдаваясь в подробности (+ я тут не указывала спойлеры для тех, кто хочет почитать эту книгу), но в полном размере, чтобы основные эпизоды были описаны. далее выписываем основные плюсы и минусы, которые лично ВЫ выделяете для себя. опирайтесь на собственные убеждения и ощущения, а также выделите основную мысль, которую извлекли из прочтения.

в конце целого дневника обычно предоставляется место для того, чтобы написать об интересующих вас авторах подробнее. вы можете указать годы жизни или работы, немного интересных фактов и все, что вам понравилось или отторгнуло в литераторе.

"хорошие жены", Луиза Мэй Олкотт.
Эми Марч - спокойная, оптимистичная, настроенная на альтруизм. (младшая сестра)
Джо М. - саркастичная, закрытая, трудолюбивая (2я по старшинству)
Мэг М. - эмоциональная, имеет слабость к богатой жизни, любящая (старшая), муж - Джон, двое детей.
Бет М. - тихая, чистюля, занимается музыкой и помощью котятам (средняя)
Лори - мечется из стороны в сторону, любвеобильный, искренний (лучший друг девочек из семьи Лоуренсов)
сюжет: каждая глава представляет собой отдельную ситуацию, связанную с кем-то из семейства Марчей. по ходу повествования главные героини взрослеют, знакомятся с новыми людьми и совершают открытия, меняющие их жизнь. Эми находит отдушину в искусстве и любовь; Джо занимается писательством, помогает родителям и хочет любви; Мэг заботится о родившихся детях и старается изо всех сил быть образцовой женой, а Бет сражается со своей болезнью, пытаясь продолжать рутинную жизнь в доме их родителей.
плюсы: уютная атмосфера, показание надежной привязанности меж людьми, а также решение некоторых межличностных конфликтов. в целом прекрасная книга о семье и быте 19го века. легкий, комфортный для чтения слог.
минусы: затянутость повествования, устаревшие ценности.
основная мысль - семья это очень важный для нас социальный и адаптивный институт, который должен быть максимально комфортен для детей и давать им поддержку. чтобы искренне любить, нужно проделывать работу над собой и вместе с партнером.
-4

используйте зарисовки или интеллектуальные карты

ни для кого не секрет, что визуально нам проще воспринимать информацию. для того, чтобы вычленить главное, надо знать общий сюжет и структуру (это можно сделать с помощью чит.дневника), а следом преобразовать это в зарисовку о том, как строится повествование. показать с помощью стрелок то, какое и за чем происходит событие; какие мысли оно вызывает, к чему приводит. при чтении научно-популярной литературы зарисовки можно использовать как способ структурирования, например, выделять с помощью списков, красочных кружочков с текстом или просто выписывать, раскрашивая разными цветами термины, уже будет неплохо для запоминания. так вы акцентируете внимание на самом главном, и это упрощает поиск нужной информации.

-5

вдумывайтесь при чтении и обсуждайте прочитанное

каждый раз, когда я дочитываю что-нибудь, то записываю голосовое сообщение подруги с кратким или подробным пересказом того, что я, собственно, прочла. это помогает полностью выгрузить эмоции а также услышать стороннее мнение; также, если вы замечаете, что ваше внимание ускользает от книги, вернитесь в тот момент, откуда вы точно все помните. концентрация - это очень важно при прочитывании. чтобы создать комфортную среду, надо держать удобное положение тела, читать при хорошем освещении и лучше всего окружить себя тишиной. это не ритуал перед чтением, а просто то, что поможет не отрываясь погрузиться в написанный мир.

вы также должны быть способными рассуждать о том или ином событии в книге, вывести определенную позицию насчет прочитанного: согласиться на какое-то высказывание, или, наоборот, что-то оспорить; чтобы запомнить события, можно подобрать ассоциативную песню или даже сделать подборку фотографий, но это на вкус и цвет. когда вы много читаете, на это просто не остается времени; тогда вы можете просто посмотреть в свой дневник и вспомнить все то, что происходило, хотя и мимолетно, но конкретно. советую также при наличии экранизации, вопреки всему, сначала посмотреть фильм, но не с малым разбегом по времени. из-за той же самой ассоциативности образов нам проще воспринимать информацию и запоминать события в книгах, не заостряя внимания на том, зеленые глаза у персонажей или карие.

что же, вот и конец статьи! было ли для вас что-то полезное, или просто интересное? пишите свое мнение в комментариях.
чтобы читать больше о литературе, писательстве и кинематографе, подписывайтесь на канал.