Христианство приходит на смену язычеству в едином Римском государстве.
Слово язык на древнерусском означало народ, племя.
Римское государство объединило цивилизованные племена и народы средиземноморья, перешедшие к земледелию и оседлой жизни.
Народы и племена имели разных богов, разные обычаи. Пока существовали племена, в них накапливался и передавался молодому поколению знания и опыт предков.
Со 2 века до нашей эры племена стали переходить от родового коллективного хозяйства в латифундиях патриархов к индивидуальному семейному производству на условиях аренды - колонату.
Распад племен стал основой для отмирания язычества, на смену которого шло христианство - единобожие. Единобожие позволяло государству формировать единые нормы морали и поведения для всего общества.
Христианство с самого начала стало готовить общество к будущему социальному неравенству.
В племени каждый человек был защищен его родом, индивидуальная семья беззащитна, а ее благополучие неустойчиво, поэтому рядом с богатыми могли появиться и бедные семьи, человек мог потерять и саму семью, остаться безродным, беззащитным.
Вот как учил Иисус Христос во спасение людей.
Блажен тот раб…, “которого господин его (Бог) поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?” (Ев.Мф.24:45)
Похвалил Христос тех, кто приумножил данные им деньги и отругал того кто их спрятал, а не пустил их в дело (Ев.Мф.25:28).
Рассказал, что когда придет Сын человеческий судить народы, то благословит на царство божие тех, кто накормил голодных, напоил жаждущих, одел раздетых, посетил больных, пришел к тем, кто в темнице (Ев.Мф.25:34,40). Христос пригрозил мукой вечной тем, кто не сделает этого (Ев.Мф.25:34,45).
Итак, вот мораль для строителей капитализма. Своевременно платите тем, кто на вас работает. Приумножайте свое богатство, помогайте тому, кто оказался беспомощным.
Для простых людей главнейшими нормами морали служат наставления из Десяти заповедей: не убей, не укради, не возжелай ничего у ближнего своего.
Христос проповедовал перед наступлением феодализма, при котором производство имеет натуральный характер, значит его наставления предназначены в большей степени для будущего капитализма, при котором богатство и бедность вынуждены сосуществовать во имя будущего равенства и блага всех людей.