Расширение западного военного альянса создает большие проблемы для Москвы
Возрождающаяся НАТО намерена усилить контроль над Балтийским морем, осложнив жизненно важный транзитный маршрут для военно-морских сил Владимира Путина на заднем дворе России.
Прошедший на этой неделе в Вильнюсе саммит альянса стал первым для Финляндии в качестве члена НАТО. Накануне саммита Турция согласилась поддержать предложение Швеции о вступлении в альянс, что открывает путь к стратегическим изменениям в регионе, где когда-то доминировала Москва.
«[Швеция и Финляндия] делают НАТО гораздо более географически целостной. Балтийское море становится озером НАТО, что в целом полезно, в том числе из-за возросшего значения Арктики», — говорит Ульрике Франке, старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям.
НАТО неуклонно усиливает контроль над Балтийским морем — важнейшими морскими воротами для российского флота, имеющего базы под Санкт-Петербургом и в сильно милитаризованном Калининградском эксклаве. Во времена «холодной войны» в альянс входили только Дания и Германия, расположенные на крайнем западном краю Балтики. В 1999 году в НАТО вступила Польша, а в 2004 году — три прибалтийские республики, в результате чего большая часть южного побережья моря оказалась под контролем альянса.
Вступление Финляндии и Швеции в НАТО закроет тиски на море с севера, оставив России ограниченный доступ. Обе страны отказались от своего многолетнего нейтралитета (в случае Швеции — многовекового) и в мае прошлого года подали заявку на вступление в альянс в связи с военными действиями в Украине.
Это означает значительное расширение границы НАТО с Россией, укрепление обороны в Северной Европе и повышение надежности системы сдерживания альянса.
«Страны Балтии беспокоились о том, что они окажутся в некоторой изоляции», — говорит Камиль Гранд, бывший помощник генерального секретаря НАТО. «Можно представить, что Швеция и Финляндия не подвели бы их, но доступ к портам и аэропортам не был гарантирован на 100%».
Присоединение Швеции и Финляндии также означает расширение присутствия альянса в Арктике — регионе, который становится все более стратегически важным как для России, так и для Китая.
Москва недовольна.
«В нынешних условиях крайне важно понимать, что российская военная инфраструктура никогда не смещалась в сторону Западной Европы, она всегда двигалась в противоположном направлении», — заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. «То, что европейцы не понимают этой ошибки, конечно, вызывает сожаление».
Присоединение Швеции к альянсу «безусловно, будет негативным», добавил он.
Жесткая сила
Во вторник союзники по НАТО договорились о реализации обновленных планов региональной обороны. Присутствие Швеции и Финляндии в качестве членов альянса будет полностью отражено в планах, учениях и целях альянса, заявил на пресс-конференции генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
По словам Кристины Берзиной, управляющего директора «Геостратегии Север» Германского фонда Маршалла, две скандинавские страны помогут сделать «магическое обещание» статьи 5 более эффективным. Согласно статье 5 — краеугольному камню НАТО — вооруженное нападение на одного или нескольких членов рассматривается как нападение на всех.
Присоединение хорошо оснащенных шведских и финских вооруженных сил значительно затруднит проведение Россией каких-либо атак в регионе.
«Необходимо иметь достаточно сил и средств, чтобы в случае крымского или украинского сценария была реальная возможность защитить территорию», — сказала Берзина. «В случае маловероятной, но возможной агрессии со стороны России, Россия не сможет использовать море в своих стратегических интересах, как это возможно сейчас».
На местах это означает расширение обмена информацией, проведение совместных учений и планирование, а также военную интеграцию.
Например, финский истребитель, летящий вблизи российской границы, может собирать данные и связываться с норвежцами, которые в свою очередь могут запросить дополнительные сведения или попросить самолет полететь в другое место, говорит Шарли Салониус-Пастернак, ведущий научный сотрудник Финского института международных отношений.
До вступления в НАТО «вы могли сделать это технически, но политически вы не могли планировать это», — сказал он.
Солдаты, подводные лодки, 5G
Стокгольм и Хельсинки, пользуясь защитой НАТО, также получат в свое распоряжение средства ПВО, сухопутные войска и военно-морской потенциал.
«Эти две страны уже взаимодействуют с НАТО, используют системы вооружений, отвечающие стандартам НАТО, и участвуют в учениях НАТО, что является одной из причин, по которой они смогли так быстро войти в альянс», — сказал Гранд, добавив, что Хельсинки и Стокгольм не будут «бесплатными наездниками» в альянсе.
В отличие от большинства европейских стран, Финляндия не перестала тратить деньги на военные нужды после окончания холодной войны.
По данным финских СМИ, Хельсинки располагает одним из крупнейших артиллерийских арсеналов и сухопутных войск в Европе, опережая такие тяжеловесы, как Франция, Германия и Великобритания. Недавно Финляндия обновила свой военно-воздушный флот, и ожидается, что к 2026 году он будет насчитывать 64 истребителя F-35 американского производства.
В 2017 году Швеция восстановила воинскую повинность, которая распространяется как на мужчин, так и на женщин.
В 1990-х и 2000-х годах Стокгольм снижал расходы на оборону, но в последние годы вновь начал наращивать их. Однако достичь целевого показателя НАТО в 2% от ВВП страна сможет только к 2026 году.
Сильной стороной Стокгольма является его военно-морской флот, хорошо выверенный для Балтийского моря. Шведские ВВС оснащены истребителями Saab JAS 39 Gripen местной разработки, предназначенными для отражения российского нападения и рассматриваемыми в качестве возможного оружия, которое может быть передано Украине.
По словам Гранда, помимо вооружений, Швеция и Финляндия также могут помочь НАТО в создании 5G — пятого поколения телекоммуникационной инфраструктуры.
Обе скандинавские страны «обладают ноу-хау в области важной технологии и являются надежными партнерами в развертывании 5G для военных нужд», — пояснил он. На гражданском рынке 5G доминируют финская компания Nokia, шведская Ericsson и китайская Huawei.
По словам Берзины, передовые военные и технологические возможности двух стран обусловлены тем, что они не входят в НАТО.
«Они хороши во всем, — сказала она, — потому что они были сами по себе».