Советский военно-исторический приключенческий фильм с элементами мелодрамы «Щит и меч» вышел на экраны в 1968 году. В нем рассказывалось о подвиге и тяжелой работе советских разведчиков и диверсантов в глубоком немецком тылу и в ставке Гитлера.
Режиссер картины В. Басов собрал очень яркий актерский ансамбль: С. Любшин, О. Янковский, Г. Мартынюк, В. Басов, А. Демидова, Ю. Будрайтис, А. Глазырин, В. Титова, Н. Величко, В. Балашов, А. Масюлис, Н. Засухин, Л. Поляков, А. Вербицкий, Н. Граббе, В. Дворжецкий, А. Кубацкий, Н. Прокопович, М. Погоржельский, Л. Чурсина, Д. Масанов, И. Будкевич, В. Смирницкий, И. Безяев, В. Сафонов, В. Маренков, Г. Качин, И. Ясулович, Р. Муратов, К. Тыртов, В. Осенев, В. Дугин, В. Горелов, М. Сидоркин, С. Плотников, У. Думпис, Н. Крачковская, П. Репнин, К. Райнцнер, С. Банки, В. Брабец, Х. Геринг, В. Коняев, Н. Пеньков, Н. Агапова, С. Яковлев, П. Павленко, А. Ванин.
Конечно самые яркие звезды отечественного кинематографа здесь были исполнители главных ролей.
С. Любшин стал народным героем и лучшим актером года по зрительскому опросу.
Критики фильма не было совсем, что очень нетипично для СССР. Ее не было даже в то время как писался сценарий, хотя и сценаристы и режиссер очень боялись что их версию событий ВОВ просто не пропустит цензура. Уж очень жизненный был сценарий, совсем без характерных штампов советской пропаганды.
Съемки проводились в Москве, ГДР, ПНР, в Латвии, Калининградской области, Львове. Причем в Берлине на момент съемок как раз затеяли масштабную реконструкцию города и на развалины съехались все кинематографисты, которым нужны были военные декорации для картин. Поэтому в Берлине в то время свободно можно было встретить в кафе, ресторанах и на бульварах людей в самой разнообразной военной форме времен ВОВ, которые перекусывали между съемками.
Под здание рейх канцелярии отвели здание бывшего Имперского министерства авиации Германии в Берлине. Под штаб Абвера отдали варшавское здание университета в Кракове.
Музыка в картине довольно своеобразная, в основном немецкая и австрийская. Но главную песню к фильму «С чего начинается Родина» написали композитор В. Баснер на слова М. Матусовского. Песня стала очень популярной, ее поют в музыкальных школах и на концертах до сих пор.
Фильм снят по роману «Щит и меч» Кожевникова и называется так же в честь эмблемы органов госбезопасности. Снимался он к пятидесятилетию внешней разведки по заказу государства. Это была первая картина в СССР, где противник показывался умным, расчетливым и сильным.
Прототипом Вайса стали советские разведчики А. Святогоров и Р. Абель.
Любшина на главную роль выбрали консультанты картины — сотрудники военной разведки. Из претендентов на эту же роль особенно выделялись: А. Белявский, Ю. Соломин и П. Кадочников. Интересен и факт биографии самого артиста. В начале ВОВ ему было восемь лет. И он сбежал на фронт, чтобы примкнуть к роте разведчиков. После того как его поймали, храбрый мальчишка написал письмо Берии с просьбой отдать его в разведчики. Любшина пригласили в НКВД и по-отечески посоветовали подрасти и пойти в артисты.
Янковский вообще попал в картину случайно. Когда основные актеры на все роли уже были набраны, то встал вопрос — кого же брать на роль Генриха? Басову все претенденты не нравились категорически. Приехали во Львов. Смотрели натуру для съемок и пошли в гостиничный ресторан. Там, у стойки, сидел Янковский, который в то же время был здесь со своим театром на гастролях. Титова обратила внимание Басова на молодого белокурого и очень бледного человека и после недолгих уговоров Янковский согласился.
Фильм снимали очень неспешно, отдавая много времени тщательному построению декораций, костюмам и со множеством дублей. Басов не гнался за популярностью и не собирался выпускать фильм к праздничным датам. Он прошел всю войну и хотел максимально отразить в своей картине все ужасы, тяготы и лишения этого грозного события.
Именно потому, что картину снимали и разведчики, и актеры, ее прошедшие, фильм настолько правдив и до сих пор смотрится как откровение о тех днях в истории.
Картина постепенно, в несколько частей выходила на экраны страны. И уже с первых минут привлекла внимание восторженной публики. Фильм до сих пор смотрится с неослабевающим вниманием и входит в золотой фонд советского кинематографа.