О том, что Северо-Восточный морской путь был давно открыт и исследован русскими мореплавателями нам уже известно. К этому приложил свою руку Семён Дежнёв и немного позже капитаны из экспедиций Витуса Беринга.
А что же происходило с Северо-Западным морским путём. Многие попытки пройти этим маршрутом из Атлантического океана в Тихий предпринимались ещё с 16 века, но все были неудачными. Так были открыты Гудзонов залив, море и земля Баффина возле Гренландии, но дальше исследования не продвигались. Были попытки пройти и обратным маршрутом - из Тихого океана в Атлантический. Вспомним нашего Отто Евстафьевича Коцебу открывшего залив Коцебу на Аляске.
Но и он дальше не прошёл. И так всё оставалось до середины 19 века. С 1804 года сэр Джон Барроу - Второй секретарь Английского Адмиралтейства на протяжении 41 года призывал Королевский военно-морской флот завершить географические исследования по поиску Северо-Западного прохода по морю. И в 1845 году ему удалось организовать такую экспедицию. После долгих поисков человека, способного возглавить такую экспедицию его выбор пал на английского мореплавателя, исследователя Арктики, контр-адмирала Джона Франклина. На тот момент ему уже было 59 лет.
В экспедицию были снаряжены два бомбардирских судна «Эребус» грузоподъёмностью 378 тонн и «Террор» грузоподъёмностью 331 тонн. Они были переоборудованы для плавания в полярных широтах. Для этого их конструкцию усилили и обшили стальными листами. Были установлены паровые локомотивные двигатели, паровые котлы для отопления и опреснительные установки для паровых машин.
Запас провианта позволял находиться судам в экспедиции до 3-х лет. Там было около 16 тонн галет, 62 тонны муки, 13,5 тонны засоленной говядины, свинины и консервы (8000 банок). В качестве противоцинготного средства было загружено около 4 тонн лимонного сока. На бортах было 110 матросов и 24 офицера.
Утром 19 мая 1845 года корабли экспедиции покинули причалы английского города Гринхайт. Суда сопровождали два транспортника. Когда корабли достигли западных берегов Гренландии в заливе Диско, то были совершены последние приготовления. Живой скот был забит и погружен на «Эребус» и «Террор». Моряки могли отправить последние письма к своим родным. Правда 5 человек были отчислены из штата и отправлены на уходивших вспомогательных судах обратно в Англию, о чём они потом вряд ли пожалели.
В начале августа 1845 года капитан Даннетт китобойного судна «Принц Уэльский» и капитан Роберт Мартин китобойного судна «Энтерпрайз» повстречали «Эребус» и «Террор» в море Баффина, когда те, пришвартовавшись ко льду, ждали благоприятных условий для пересечения пролива Ланкастер. Больше живыми их никто не видел.
Поскольку вестей с тех суровых краёв Канады ждать не приходилось, то никто не волновался об экспедиции, которая была (как все думали) хорошо снаряжена. Однако, когда прошло 3 года, жена Франклина стала беспокоиться и тормошить руководство Адмиралтейства об организации поиска пропавшей экспедиции мужа. В мае 1848 года на поиски отправились корабли «Инвестигейтор» и «Энтерпрайз» под командованием сэра Джеймса Росса, однако вскоре спасательная экспедиция сама оказалась в крайне затруднительном положении. На обратном пути «Инвестигейтор» оказался затёрт льдами, и спустя почти три года команда вынужденно покинула судно по льду.
С тех пор поиски экспедиции и разгадка их неудачи ведутся до сих пор. В поисках невольно принял участие даже знаменитый путешественник и эксперт по выживанию - Беар Грилз. Были обнаружены три могилы на острове Бичи, останки других членов экспедиции находили то здесь, то там на острове Кинг-Уильям (крайний север Канады), возле которого суда экспедиции были затёрты во льдах, покинуты и больше никогда не выходили в море. Эксгумация и исследования найденных останков говорили о том, что команда болела цингой и была отравлена свинцом, что послужило к общему ослаблению организма и смерти от пневмонии и туберкулёза большинства членов команды.
Свинец был обнаружен в дешёвых консервах, которых именно этим металлом в спешке и не качественно запаивали, а так же он использовался в опреснительных установках, воду из которых члены экипажа могли пить. На костях некоторых трупов были обнаружены насечки, а черепа проломлены, что явно свидетельствует о случаях каннибализма среди экипажа.
Что случилось с экспедицией? Эксперты говорят, что она была плохо организована. Из более чем 100 моряков полярниками были только сам контр-адмирал, капитан «Террора» Фрэнсис Крозье и пара ледовых лоцманов команды матросов. Консервы закупили дешёвые и некачественные, что способствовало отравлению команды, а лимонный сок со временем потерял свои профилактические качества. Всё это поспособствовало ослаблению здоровья экипажа и многим болезням.
Но есть и другие версии. Одну из них описал в своём романе «Террор» Дэн Симмонс.
Книга:
https://librebook.me/the_terror
В 2018 году по роману был снят одноимённый сериал в жанре историко-приключенческого триллера (только 1 сезон). В 10 сериях режиссёры Тим Милантс и Эдвард Бергер попытались создать атмосферу в которой оказались выше описанные герои - крайний север, полярная ночь, страх и неизвестность.
Сериал:
https://rezka.ag/series/drama/27297-terror-2018.html
Во всё это мы можем окунуться прочитав роман Симмонса или посмотрев сериал, кому что больше нравится.
Сама по себе экспедиция не принесла никаких результатов. Но в следствие многочисленных попыток найти пропавшую экспедицию было открыто множество островов, проливов, описаны береговые линии Северной Канады. Многочисленные труды, по описанию трагедии экспедиции вдохновляли будущих путешественников. В их числе был и Руаль Амудсен, о котором пойдёт речь в будущей статье.