Найти в Дзене
The Mag

Как в Узбекистане создавали сервис онлайн-шоппинга Uzum?

Оглавление

Появление в Узбекистане экосистемы сервисов Uzum стало одним из главных событий в деловой жизни страны. Это интервью команда The Mag Business организовывала долго: в графике Джасура Джумаева свободные слоты расписаны на месяцы вперёд. Выпускник Вестминстерского международного университета и серийный предприниматель, построивший несколько технологических компаний по всему миру, рассказал, как создавался Uzum, почему так важен сервис и зачем компания обучает молодёжь IT-профессиям.

■ Кажется, первый вопрос, интересующий сейчас всех, — как, собственно, появился Uzum?

Вы же не про название? (Смеётся.) Остановлюсь на моменте, который лично для меня стал определяющим в решении создать ту компанию, которую жители нашей страны знают как Uzum.

Пару лет назад, перед Новым годом, я приехал в Ташкент к родителям: мы всегда стараемся собираться всей семьёй на праздники. Моя мама заказала подарки внукам в одном из местных интернет-магазинов. И вот в день предполагаемой доставки нам позвонили аж три курьера; было непонятно, почему их несколько — ведь заказ был один. Первый сказал, что скоро привезёт один товар из заказа, второй — другой, а третий предложил заменить товар в заказе, потому что нужной модели телефона не оказалось в наличии.

-2

Пока мы искали новые подарки, я задумался о том, что же «под капотом» у онлайн-магазинов в Узбекистане, и понял, что ни у одного из игроков нет достаточной инфраструктуры, которая могла бы обеспечить качество сервиса и наличие заявленного ассортимента. Фактически узбекистанский e-commerce во многих случаях был такой «фантастической витриной», где продавцы не ведут учёта товаров в наличии, а покупатели видят ассортимент, которого нет. Причём выяснить, что же скрывается за сайтом или приложением, до момента, пока человек не оформит заказ и получит или не получит его, невозможно.

При этом ассортимент на всех витринах был примерно один и тот же, сильно уступающий тому, что представлено на маркетплейсах соседних стран. Даже на базарах, которые традиционно ассоциируются у нас с широтой выбора, есть около 50 тысяч уникальных товарных наименований, а на маркетплейсах-агрегаторах если и был заявлен огромный ассортимент, то никто не мог гарантировать, что товар есть в наличии и приедет, особенно в отдалённые населённые пункты. То есть у людей при наличии денег просто не было достаточно широкого выбора товаров и возможности сравнить их не по доступности, а по цене, характеристикам, отзывам и другим потребительским качествам.

УЖЕ К КОНЦУ ГОДА В UZUM MARKET БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЕНО БОЛЕЕ МИЛЛИОНА УНИКАЛЬНЫХ ТОВАРОВ

Тут я понял: тот, кто первый инвестирует в инфраструктуру, нужную для качественного сервиса, включая доставку как минимум на следующий день, станет лидером на рынке. Здесь бы не подошла философия Lean, описанная в книге Эрика Риса Lean Startup, когда на запуске тратится минимум средств и проверяются гипотезы, — нужно сразу инвестировать масштабно и создавать инфраструктуру, чтобы обеспечить качество сервиса, широту ассортимента и гарантию доставки. Так появляется вау-эффект и завоёвывается доверие пользователей, начинает работать заслуженное сарафанное радио. Winner takes it all, как поёт ABBA.

■ Но в стране уже были офлайн и онлайн-ритейлеры, которые строят свой бизнес в Узбекистане не один год. Как Вы оценивали и оцениваете конкуренцию на этом рынке?

На развитых рынках сервисы быстрой доставки буквально перевернули отрасль, и даже уменьшение сроков доставки с одного дня до часа даёт заметный рост числа пользователей и заказов. Например, сервис Delivery Hero в течение часа может доставить набор продуктов к завтраку, бытовую химию и базовый набор косметических средств — всё, что может быть нужно покупателю «в моменте». Для себя я сравниваю это с открытием машины времени, когда ты буквально видишь, что может изменить рынок и его будущее. Сервис, который объединяет инфраструктуру логистики, быструю доставку, а также инструменты маркетинга и учёта, создаёт вау-эффект.

Есть международные примеры. В Китае компании Pindo Duo и Alibaba за счёт создания инфраструктуры e-commerce в отдалённых населённых пунктах смогли изменить поведение пользователей таким образом, что ритейл перепрыгнул знакомую нам стадию сетевых офлайн-магазинов и сразу мигрировал в онлайн. Рынок Узбекистана и его текущий рост подают сигналы о том, что наша страна может повторить этот опыт, так как создавать офлайн-розницу в населённых пунктах, где меньше десяти тысяч человек, с достаточно рассеянной локацией покупателей может быть нерентабельно, а хранить там ассортимент, сопоставимый с тем, что есть на Uzum Market, просто невозможно. Уже к концу года на нашей платформе будет представлено более миллиона уникальных товаров. Благо география Узбекистана и логистические маршруты в стране позволяют доставлять товары со склада в Ташкенте всего за сутки, не создавая транзитных хабов. Осознание этой возможности не давало мне покоя.

■ И здесь начинается самое интересное: у Вас есть идея — что делать дальше? С чего Вы начали?

Я начал искать партнёров для реализации проекта, участок для строительства склада, специалистов с опытом в e-commerce, экспертов в логистике. Вокруг e-commerce всегда появляется целая экосистема сервисов: финтех-инструменты, логистические партнёры, IT, банки, — поэтому я обратил внимание на бизнес, который строил мой однокурсник Джамол Дадажонов. Вместе с партнёрами он развивал сервис рассрочки Paymart — теперь это Uzum Nasiya. Я попросил его рассказать о модели, цифрах и о том, как он видит будущее продукта — работа в Ernst&Young даёт о себе знать. Джамолу, Ильясу и Бахраму (Ильяс Матрасулов, Бахрам Кадыров — сооснователи Uzum Nasiya. — Прим. ред.) удалось создать действительно впечатляющий бизнес. Наше видение будущего совпало, я рассказал о том, как вижу компанию, о возможностях роста её капитализации и привлечения международных инвесторов.

Параллельно я начал формировать команду и вёл переговоры о покупке нескольких активов, которые могли лечь в основу полноценной финтех- и еком-экосистемы. У меня и моей команды был большой опыт оценки рынков и запуска бизнесов в разных странах, и к 2021 году мы окончательно пришли к выводу, что Узбекистан готов к появлению и цифрового банка, и электронной коммерции, работающих в унисон. Огромную роль в этом сыграла и государственная поддержка предпринимательства: сейчас в стране создаются идеальные условия для развития, причём как крупных технологических платформ, так и малого и среднего бизнеса.

Финтехсервисы в сочетании с e-commerce платформой и стали основой Uzum. В 2021 году мы начали активную работу по созданию экосистемы уже вместе с партнёрами Ильясом Матрасуловым, Бахрамом Кадыровым, Владимиром Яном, Равшаном и Максудом Абдусамадовыми. Всего в проект было вложено несколько десятков миллионов долларов. Объединив свои активы, примерно через год, в октябре 2022-го, мы запустили Uzum Market — первый сервис под брендом Uzum. Это был год, когда мы спали по четыре часа в сутки.

СЕРВИС, КОТОРЫЙ ОБЪЕДИНЯЕТ ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА, ИНФРАСТРУКТУРУ ЛОГИСТИКИ, УЧЁТ И БЫСТРУЮ ДОСТАВКУ, СОЗДАЁТ ВАУ-ЭФФЕКТ
-3

Фантастические сроки запуска — за девять с половиной месяцев мы построили полноценный склад со всем необходимым для e-commerce: мезонинной системой хранения, ячеечным учётом, участками приёмки, упаковки и отгрузки, а также ПО, управляющим всеми процессами и товарами. Фулфилмент-центр в e-commerce работает чётко: каждый сотрудник знает, где и какие товары хранятся, автомобили в регионы отправляются строго по часам, чтобы доставить заказы по всей стране к моменту открытия пунктов выдачи заказов. Всё это действует как единый часовой механизм, построение и точная работа которого в условиях взрывного роста — заслуга нашей, не побоюсь этого слова, самой опытной команды.

80% СОТРУДНИКОВ UZUM — УЗБЕКИСТАНЦЫ, И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ КОМПАНИЯ ХАНТИТ ЛУЧШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СО ВСЕГО МИРА

■ В холдинг, который Вы создали, вошли сразу несколько компаний. Как Вы с партнёрами определяете приоритеты?

Объединение интересов остаётся моей задачей. Все партнёры холдинга — предприниматели с огромным и очень разным опытом: например, Равшан и Максуд Абдусамадовы — одни из тех, кто участвовал в создании банковской системы страны, такой, какой мы её знаем сегодня. АКБ «Капиталбанк» недавно исполнилось 22 года, у банка больше ста отделений по всей стране, и нам нужно эту большую структуру объединить с другими сервисами экосистемы, которые сейчас также активно растут. Это довольно нетривиальная задача.

Большой объединяющей целью для всех нас стало создание первой в стране технологической компании-единорога, которая будет гордостью Республики Узбекистан. Эта цель и есть мерило приоритетов.
Большой объединяющей целью для всех нас стало создание первой в стране технологической компании-единорога, которая будет гордостью Республики Узбекистан. Эта цель и есть мерило приоритетов.

■ Вы упоминали, что с Вами пришла команда. А кто сейчас строит Uzum? Кого Вы нанимаете?

Для меня важен опыт запуска бизнесов на новых рынках, и, конечно, я позвал специалистов, опыту и экспертизе которых доверяю. Одним из первых к команде присоединились Роман Лаврентьев — директор по операциям группы, который работал в одной из моих компаний в Африке, и Павел Гужиков — серийный предприниматель, основатель нескольких успешных финтех-компаний. Также мы пригласили Ильшата Хаметова — специалиста с огромнейшим опытом в ритейле и e-commerce, а с Акмалем Рахимовым я лично знаком ещё со школы.

Команда Uzum для меня огромная гордость, у нас работают лучшие специалисты из узбекистанских и мировых компаний. Больше 80% сотрудников Uzum — узбекистанцы, и в то же время мы хантим лучших специалистов со всего мира: так, недавно к Uzum присоединился Джон Хайман — один из опытнейших инвестиционных банкиров мира. Его экспертиза позволит нам привлечь в страну иностранные инвестиции, чтобы ускорить рост Uzum и цифровизацию экономики Узбекистана в целом.

При этом мы вкладываем много сил, времени и ресурсов в развитие наших сотрудников и профессионального сообщества в стране в целом. В Академии продавцов Uzum Market мы обучили уже больше тысячи предпринимателей и тех, кто только планирует ими стать, а для молодёжи запускаем курсы обучения IT-профессиям совместно с ведущими университетами страны.

УВЕРЕН, UZUM — ЭТО БУДУЩИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ «ЕДИНОРОГ», КОТОРЫЙ СТАНЕТ БЕНЧМАРКОМ ДЛЯ КОМПАНИЙ И ИНВЕСТОРОВ ВО ВСЁМ МИРЕ

■ Вы уже создавали бизнесы в других странах. Почему Вы решили заняться бизнесом в Узбекистане?

Сочетание того потенциала рынка, скорости цифровизации, которая сегодня происходит в стране, и колоссального темпа роста экономики с невиданной во всём мире поддержкой предпринимателей со стороны государства делают Узбекистан одним из самых интересных рынков в мире. Узбекистан сегодня жемчужина мира с точки зрения развития бизнеса.

-5

E-commerce в целом — драйвер роста предпринимательской активности в стране, у нас много продавцов, которые с нашей площадкой начали продавать свои товары по всей республике. Причём примерно половина из них до этого не имели опыта продаж в онлайне или вообще не были связаны с предпринимательством. Мы с партнёрами видим огромный интерес к нашей платформе: у нас уже больше четырёх тысяч продавцов на Uzum Market, а с запуском программы кредитования партнёров их число растёт ещё активнее.

■ Нужно ли продавцам, которые пришли к Вам с базаров, что-либо менять в работе? Или достаточно просто отгрузить товар на склад Uzum Market?

E-commerce подразумевает высокое качество сервиса: если продавец быстро отвечает на запросы покупателей, предоставляет качественные товары, его рейтинг на площадке повышается, а с ним растут и продажи, и удовлетворённость покупателей. Если этого не делать, покупатели попросту не будут возвращаться, а нам важно сделать максимум для успеха наших продавцов. Поэтому мы учим предпринимателей тому, как заботиться о покупателях вместе с нами, — обучение в академии Uzum Market уже прошли более двух тысяч опытных и начинающих продавцов со всей страны.

■ Каким Вы видите будущее Uzum?

Сейчас мы готовимся к запуску новых сервисов на стыке IT, логистики и финтеха. Одним из них станет доставка продуктов питания и еды из ресторанов, что поможет нам, с одной стороны, решить ещё одну бытовую задачу людей, а с другой — создать платформу для роста ресторанного бизнеса, одного из интересных для нас сегментов. Сейчас мы планируем запуск экспресс-доставки за час в экспериментальном режиме, чтобы оценить спрос и влияние нового сервиса на рынок в целом.

Как я уже говорил, у узбекистанцев предпринимательство в ДНК, и мы как экосистема создаём платформу для реализации этого потенциала, платформу, которая даст стократный скачок в развитии предпринимательства в республике.

>2 ТЫС. ОПЫТНЫХ И НАЧИНАЮЩИХ ПРОДАВЦОВ СО ВСЕЙ СТРАНЫ ПРОШЛИ ОБУЧЕНИЕ В АКАДЕМИИ UZUM MARKET>50 ТЫС. КОМПАНИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ УЗБЕКИСТАНА ПОЛЬЗУЮТСЯ СЕГОДНЯ СЕРВИСАМИ ЭКОСИСТЕМЫ UZUM

Сегодня сервисами экосистемы Uzum пользуются более 50 тысяч компаний и предпринимателей со всей страны. И в течение ближайших лет с появлением в Uzum новых инструментов: кредитования продавцов, дистанционного банковского обслуживания полного цикла с сопутствующими сервисами ведения бизнеса, маркетинговой платформы для привлечения клиентов — их число будет расти. Наша инфраструктура и технологии работают в больших масштабах и открывают малому и среднему бизнесу цифровой доступ к рынку всей страны.

-6

Успех бизнеса во многом зависит от команды, которая его строит, поэтому мы вкладываемся и в наём суперпрофессионалов, и в повышение квалификации специалистов внутри команды. Мы приглашаем ведущих экспертов со всего мира и используем их опыт, чтобы создать новый уникальный продукт.

В синергии e-commerce и финансовых сервисов я вижу огромное пространство возможностей. И наша задача — расширить горизонт этих возможностей, буквально заглянуть за него и дать больше людям и экономике страны в целом. Уверен, Uzum — это будущий технологический «единорог», который станет бенчмарком для компаний и инвесторов во всём мире.