В Острогожске Воронежской области находится один из старейших провинциальных художественных музеев страны – он носит название великого русского художника Ивана Крамского, который в 1837 году родился в этих местах.
Как организовывается работа музея, откуда доставляют экспонаты, трудно ли их в целом получать? На эти и многие другие вопросы корреспондента редакции «Обозреватель.Врн» ответила бывший директор Острогожского историко-художественного музея им. И.Н. Крамского Тамара Котлярова.
– Тамара Андреевна, как вы пришли работать в музей? Как стали его директором?
– Работать в острогожский музей имени Крамского я пришла из Дома работника просвещения в 1985 году. Была определена на должность научного сотрудника. Работа заключалась в проведении экскурсий, сборе материалов, оформлении выставок, залов.
Позже меня перевели на должность директора. Впереди был юбилей Крамского (150 лет – от авт.), и меня посчитали достойной для этой должности. Так я занялась всей организационной работой для подготовки к юбилею. Нужно было восстанавливать памятник и дом-музей Крамского.
Очень часто приходилось ездить в Петербург, так как скульптор был оттуда. И в 1987 году мы восстановили памятник и реставрировали дом-музей. На открытие были приглашены гости из Министерства культуры, сам архитектор и много представителей из администрации.
– Нужно ли какое-то образование, чтобы работать в музее?
– Я оканчивала Профсоюзную школу культуры в Ленинграде. Такое образование было у меня одной, остальные наши сотрудники окончили педагогические вузы. Все работники были с высшим образованием.
– Почему вы решили пойти работать в музей?
– Партия сказала «надо», коммунист ответил «есть». У нас была партийная организация, и на собрании встал вопрос, кого назначить директором музея для подготовки к юбилею Крамского. Я была одной из тех, кто уже оканчивал специальное высшее учебное заведение, и поэтому жребий выпал мне.
– Какая история у музея, в котором вы работали?
– История музея начинается еще в довоенное время. Тогда он только начинал организовываться, был краеведческим. Во время Великой Отечественной наш район был оккупирован, и музей почти полностью был разрушен. Многие экспонаты директор того времени раздал людям.
Крамской присылал большое количество работ в наш музей, на свою родину. Но около половины картин сгорело во время войны. Кое-что разграбили уже после войны.
Изначально музей создавался как картинная галерея в память о Крамском. Инициатором в 1907 году выступил Глеб Николаевич Яковлев. Долго думали, где построить музей, и в итоге победил проект надстройки над пожарной частью. Сейчас последняя переехала за город, и все здание находится во владении музея.
– Помните ли вы свой первый рабочий день в музее?
– Конечно помню. В то время уже не было пожарной части, а многие залы восстановлены, и мне было очень интересно увидеть, как все это выглядит. Я много ходила, читала и изучала, знакомилась с экспонатами. На самом деле работа в музее – это очень тяжелый труд. Нужно многое знать, понимать и помнить.
– Как музей получает свои экспонаты?
– С пополнением экспонатов помогает Министерство культуры. С его помощью я привозила очень много картин и скульптур. Много работы ведется с населением. Мы ходили по домам и спрашивали экспонаты у пожилых людей. Многие откликались и жертвовали нам утварь, посуду и другие приспособления быта.
Так как Крамской является исторической личностью для Острогожска, мы связались с его родственниками. Живы правнуки и правнучка. Мы списались с ними, и они пригласили нас с мэром города приехать познакомиться и что-нибудь взять из того, что принадлежало Крамскому. У них был стул, на котором Крамской работал. И мы с мэром поехали за ним и привезли в наш острогожский музей.
В музее находится очень много залов, и часто приходится их переоформлять. У нас в Острогожском районе есть курганы, где еще до нашей эры были поселения, и нас пригласили туда на раскопки. Все экспонаты, которые находили археологи, были переданы в наш музей.
Для зала природы мы тоже собирали экспонаты сами. Выезжали на природу, ловили бабочек, рисовали животных.
– Чем занимаются работники музея в открытые дни, кроме проведения экскурсий?
– Собирают материал для музея, выезжают в села, общаются с людьми. Никто на месте не сидит. Потому что залы необходимо всегда пополнять новыми экспонатами.
– Какой опыт получает человек, приходя в музей?
– В первую очередь, конечно же, он обогащается историей Острогожского района. У нас есть залы различных периодов: доисторический, военный, перестроечный, космический и многие другие. Можно посмотреть, какая была раньше одежда, посуда, кто жил. Это все очень интересно.
Юлия Швакова