Очевидно, что музыка проникает практически в каждую культурную сферу — кино, театр, живопись, танцы и, конечно, моду. В этой статье рассмотрим подробнее, как актуальная музыка влияет на модные тенденции, как музыканты проникают в мир моды и диктуют свои правила, а также как отбирается музыка на модные показы.
Влияние музыки на то, как мы одеваемся
Популярная музыка всегда диктовала свои правила в гардеробе. В 1950-х годах рок-н-ролльный стиль и бум Элвиса Пресли изменили отношение мужчин к причёскам и костюмам: оказывается, с этим можно экспериментировать, а женщины начали массово носить яркие платья в горох и юбки в стиле ещё одной иконы 50-х — Мэрилин Монро. У этого стиля даже появилось название — рокабилли. Модная идеология этого направления заключалась в яркости, экстравагантности и оптимизме — так звучал рок-н-ролл! Кстати, российский фильм «Стиляги» тоже знакомит зрителя с рокабилли и его историей на территории Советского Союза.
В 1970-х годах родились глэм-рок и панк-рок, а вместе с ними появились новые модные тенденции. Одежда обычных людей отражала музыку их кумиров: кожаные куртки, шпильки, футболки с кричащими лозунгами и тяжелый макияж. Дух свободы, брутальность и рёв мотоциклетных моторов до сих пор ассоциируются с этой эпохой, но остаются в тренде!
Позднее наступила эпоха диско. Музыка и мода тоже шли рука об руку. Синтезаторные мелодии и ритмичные биты отражались в яркой, блестящей одежде, модных джинсах и в стуке каблуков. В 1990-х на большую сцену вышел хип-хоп, а с ним и кроп-топы, спортивные костюмы, кроссовки и аксессуары с тяжелыми цепями. Каждый жанр находил что-то своё в модной индустрии, а слушатели самовыражались не только плейлистами, но и внешним видом. Более того, не только жанры в целом определяли модные явления, но и некоторые артисты в отдельности. Так в моде прижился гранж, навеянный Куртом Кобейном, эпатаж, вдохновлённый Леди Гагой и Фредди Меркьюри или откровенность в стиле Рианны или Бейонсе.
Любой артист может стать законодателем нового модного явления, поэтому не бойтесь экспериментировать с образом!
Музыканты в модной индустрии
Некоторые западные музыканты, покорив чарты, перешли к дизайну одежды. Ниже расскажем о тех, что создали собственные продукты и были непосредственно вовлечены в творческий процесс.
Pharrell Williams
В 2003 году Фаррелл вместе с Ниго - художественным руководителем бренда Kenzo - основали бренд одежды Billionaire Boys Club. Этот бренд стал началом пути Фаррелла в модной индустрии. Артист влюблял в свои культовые неоновые толстовки на молнии вплоть до 2010-х годов, после чего перешел в высокую моду. Сегодня Фаррелл Уильямс возглавляет пост креативного директора Louis Vuitton и продолжает наследие Вирджила Абло.
Kanye West
Ещё один артист, который оставил свой след в пространстве высокой моды. Канье впервые дебютировал на модной сцене в 2011 году с коллекцией DW. Эта линия была посвящена его покойной матери Донде Уэст. Одежду украшали принты из змеиной кожи и большое количество меха. В 2012 году Канье снова покорил модную индустрию коллаборацией с Nike. Культовая обувь Yeezy буквально обступила социальные сети и стала объектом страсти для миллионов молодых людей. Позднее артист перенес свои проекты в adidas, где обувь Yeezy производится и по сей день.
Beyonce
Королева поп-музыки тоже неоднократно пробовала себя в качестве дизайнера. Сначала она запустила бренд под названием House Of Deréon совместно со своей матерью-стилистом. Однако попытка оказалась неудачной и вскоре бренд прекратил существование. Но вскоре певица решила снова попытать успех на модной арене и запустила демократичный бренд спортивной одежды Ivy Park. Сначала это был совместный проект певицы и сети Topshop, но в 2018 году артистка выкупила не принадлежавшую ей долю компании у материнской группы Topshop — Arcadia Group. В апреле 2019 года Beyonce подписала контракт со спортивным гигантом adidas, с которым плотно сотрудничала несколько лет и выпустила несколько линий одежды Ivy Park x adidas.
Rihanna
Бренд артистки Savage X Fenty стал самой успешной компанией по версии Time в категории «Первопроходцы» в 2018 году. Бренд нижнего белья — не первый бизнес артистки, до него она уже запустила косметический бренд Fenty Beauty. Дебютная коллекция белья Savage X Fenty была представлена в разных цветах, дизайнах и размерах — от XS до 3XL, но Рианну всё равно обвинили в недостаточной инклюзивности. Для одних девушек белье оказалось слишком большим, а для других — слишком маленьким. Критиковали бренд и за систему подписки. За $49,95 в месяц Savage X Fenty предоставляет членство в VIP-клубе, предполагающее ранний доступ к новым коллекциям и лимитированным выпускам, а также бесплатную доставку. Несмотря на критику, бренд продолжает расти и развиваться, а Рианна уже делится планами по созданию бренда одежды для беременных женщин!
A$AP Rocky
ASAP Rocky— тоже заметный игрок в модной индустрии. В 2015 году он запустил AWGE — агентство из художников, музыкантов, дизайнеров, режиссеров и других креативных талантов. AWGE снимают клипы, находят уникальные визуальные решения и сотрудничают с громкими брендами (например, с Mercedes Benz), а также выпускают лимитированные коллекции мерча.
Музыка и модные показы
Дизайнеры, подготавливая показ коллекции, тщательно подбирают к нему звуковое оформление. От музыки зависит настроение всего шоу. Нельзя просто взять и составить плейлист для показа. Саундтрек должен быть заранее продуман в мелочах. Поэтому часто задача создать идеальный саундтрек отдаётся диджеям.
Миа Моретти — нью-йоркская диджей и исполнительница не только создаёт саундтреки к шоу за пультом, но и выступает каждый сезон в Alice + Olivia со своей группой The Dolls (наряду с электронной скрипачкой Кейтлин Мо). Она говорит, что для создания идеального саундтрека есть три составляющие: «Оригинальная идея, вдохновение дизайнера и конкретный звук, слово или цвет, которые связаны с коллекцией». Моретти также подчеркнула, что все может измениться в последнюю минуту: «Бывает такое, что за день до шоу, когда у моделей уже готовы укладка, макияж, украшения, появляется масса новых идей, которые нужно воплотить в жизнь прямо здесь и сейчас».
Джесси Марко — еще один частый диджей показов на неделе моды начал заниматься созданием саундтреков несколько лет назад, создавая миксы для показов Тома Форда. С тех пор он украшает музыку для вечеринок таких дизайнеров как Кельвин Кляйн и Александр Ванг. Несмотря на то, что он проводит мероприятия и вечеринки в течение всего года, Марко говорит, что показ Недели моды гораздо более детализирован, чем обычный концерт. «Музыка - это отражение шоу и общая энергия дизайнера, а не обычный концерт, где нужно порадовать толпу», - говорит артист. Он также подмечает, что музыка сопровождает людей в уникальном путешествии, пока они смотрят коллекцию.
Мода и музыка прямо сейчас
Современная мода и один из самых трендовых музыкальных жанров - хип-хоп - идут рука об руку. Бренды Fendi, Gucci и Versace стали буквально главными персонажами сотни чартовых треков. Кстати, именно они больше всего упоминались в рэп-синглах в 2019 году по версии Genius, американской платформы, которая собирает информацию из музыкальной индустрии. Российские артисты тоже обратили внимание на этот тренд и регулярно подчеркивают некую «статусность» благодаря упоминаниям дорогих брендов в своих треках. Это еще раз подчеркивает, что две глобальные культурные индустрии дополняют друг друга и находят выгодные точки соприкосновения.