В данной статье я хочу разобрать вопросы применения композитором деревянных духовых инструментов. Я не буду подробно разбирать каждый инструмент (устройство, диапазон, аппликатура), а пройдусь по области применения и работе с vst.
Флейта
Флейта уже давно входит с состав классического оркестра. Услышать её можно почти в любой музыке, начиная от музыки эпохи Возрождения. Несомненно, флейта, как и многие другие инструменты проходили путь реконструкции, поэтому современная поперечная флейта может сильно отличаться от флейты прошлых веков. Широкий диапазон и очень хорошая подвижность. Флейта является верхним голосом группы деревянных духовых. Хорошо звучат повторения нот, а также быстрые пассажи. За счет легкого и воздушного тембра флейта может хорошо сочетаться со струнными, а в высоком регистре может сильно выделиться в общем тутти. Низкий регистр тоже интересен, но как мы уже знаем, что самые низкие ноты духовых инструментов имеют более слабый звук, поэтому низкий регистр флейты нежелателен в общем тутти, а в тихих фрагментах, с негромким аккомпанементом хорошо прозвучит.
Гобой
Этот инструмент тоже является основным в группе. Но в отличии от флейты, у него есть определенный регистр, который наиболее яркий и максимально показательный, начиная от ноты ми первой октавы и до ноты ля второй октавы. Конечно это очень условно, но думаю это самый используемый регистр, можно сразу же задать вопрос, про другие регистры и их способы применения. Гобой может звучать как низко достаточно гнусавым тембром в низком регистре, так и крикливо в верхнем. Все зависит от художественной задачи композитора. Гобой язычковый инструмент, поэтому нужно учитывать особенности звукоизвлечения.
Кларнет
Кларнет вошел в состав классического оркестра немного позднее. Мы знаем известный пример 40 симфонии Моцарта в двух редакциях (с кларнетами и без них). Инструмент очень подвижный, с хорошим диапазоном. Особенно интересен низкий регистр. Отлично сочетается со струнными, в особенности с альтами и виолончелями. Может вести мелодию, а также быть в аккомпанемент с фаготами или валторнами.
Фагот
Фагот является нижним голосом данной группы. Также, как и гобой имеет двойную трость. Как как фагот является басом группы, часто он занимает аккомпанирующую роль или ведет линию баса. Часто используется в виде педали (долгой протяжной ноты) вместе с валторнами. Но тем не менее, примеров, когда фагот играет соло или мелодию достаточно много. Регистры можно использовать все, кроме крайних высоких нот, они звучат достаточно сдавленно и трудны для исполнителя.
Флейта пикколо, английский рожок, бас-кларнет, контрафагот.
Все эти инструменты является видовыми от основных. К примеру, на английском рожке играет гобоист, он может как переходить от одного инструмента к другому в течении композиции, так и исполнять на нем все произведения. Для чего их стоит применять? Разнообразие тембров, а также регистров. Флейта-пикколо имеет очень высокий и пронзительный звук, что очень сильно её выделяет в общем тутти. Английский рожок также называют альтовым гобоем, тембр и функции у них похожи, но есть еще дополнительные более низкие ноты. Бас-кларнет и контрафагот применяются по тому же принципу.
Состав и применение в оркестре
Чаще всего применяется парный состав инструментов, 2 флейты, 2 гобоя и тд. Но в современных оркестрах можно найти и примеры тройного состава (и даже более). Например, 2 флейты и одна флейта пикколо, или 3+1. Каждый инструмент может быть сольным, а также и аккомпанирующим. Их можно соединять в одну группу, создавая интересное звучание, или использовать нестандартные решения. В каких-то случаях флейта может звучать ниже гобоя, а кларнет ниже фагота, но это все очень индивидуально.
Библиотеки vst инструментов
Вот мой список библиотек, которые на данный момент я использую. За время работы я попробовал много библиотек, но на сегодняшний день остановился именно на следующих.
Spitfire Audio Woodwinds
Orchestral tools Berlin Woodwinds