Найти тему
Александр Дедушка

«Раб Божий, «друг Божий», «брат Божий»…Как пройти этот путь, и кто может стать «братом» Христу? (по св. Тихону Задонскому)

Оглавление
Христос и ученики
Христос и ученики

В Евангелии есть места, которые заставляют задуматься, о том, кем считал Иисус Христос Своих учеников, насколько они стали близки Ему.

После Своего воскресения Он несколько раз называет своих учеников братьями.

Вот, обращаясь к женам-мироносицам, говорит:

«…пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Мф. 28.10.

И то же самое – непосредственно Марии Магдалине:

«…иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Ин. 20.17.

Святитель Тихон Задонский так комментирует это:

«Истинные христиане – братья Христовы, ибо Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим (Евр. 2.11-12)… Смотри, любезный христианин, в какую высоту вознесены христиане: Господу неба и земли они братья! Выше сего достоинства и быть не может».

Действительно, разве что-нибудь может быть выше этого звания и достоинства!?..

Однако же к такому положению есть определенный Самим Господом путь.

Ученики Иисуса Христа по степени приближения к нему прошли следующую эволюцию: от рабов Божьих через друзей Христа они, в конце концов, становятся братьями Ему.

Итак: раб Божий – друг Божий – брат Божий…

Каждое из этих положений почетно и велико, но каждое последующее оказывается выше предыдущего.

Раб Божий – в полном соответствие с определением - должен просто повиноваться Богу. Повиноваться беспрекословно, не задавая никаких вопросов и, как правило, не проникая в смысл Божьих повелений.

Друг отличается от раба тем, что понимает значение Божьих определений в той мере, в какой Сам Бог ему их открыл.

Первым таким «другом Божьим» стал, как известно, Авраам, которому Бог открывал смысл некоторых Своих повелений.

Вот и ученики Иисуса Христа во время Тайной Вечери, когда оказались посвященными во многие христианские тайны и предопределения, стали друзьями Христу, о чем Он Сам не преминул им возвестить:

«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». Ин. 15.15.

Однако каждая высшая ступенька продолжает нести в себе все обязанности предыдущей. И будучи другом, ты обязан сохранять полное повиновение.

И Господь наш Иисус Христос тут же это подчеркивает:

«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». Ин. 15.14.

И, наконец, брат Божий… Как высшее звание и высшая степень близости к Христу.

А ведь не случайно, что Христос назвал Своих учеников братьями после своего распятия и воскресения.

Видимо, главный признак «братства» - это соучастие в страдании и последующей славе.

Пройдя Свою Голгофу и воскресение и предвидя крестный путь Своих учеников, которые уже разделили Его страдания в том числе и через раскаяние в малодушии и предательстве, Христос называет их «братьями».

Значит, «брат» - это тот, кто не просто на словах готов идти за Христом на страдания, муки и смерть (о чем неоднократно заявляли Его ученики), а и делом доказал это.

Такой человек становится «братом» Христу и заслуживает высшую степень близости к Нему.

А теперь присмотримся к нашему окружению, к народу, среди которого мы живем, и задумаемся.

Рабы Божьи – друзья Божьи – братья Божьи…

Три ступеньки к Богу – и все три мимо…

Наш народ не смог подняться даже на первую ступеньку.

Рабы Божьи должны беспрекословно исполнять заповеди Божьи, а мы на них, чаще всего, плюем…

И это касается не только безбожного большинства народа, которое в силу своего безбожия живет «вне закона», но зачастую и тех, кто называет себя христианами.

«Христиане» – но измены, разводы, а то и разврат и аборты…

«Христиане» - но гоняемся за деньгами, плюнув на Христово предупреждение, что нельзя служить Богу и мамоне…

«Христиане» - но всегда стремимся к комфорту, а от неудобств, болезней и страданий бежим как черти от ладана…

Какие «рабы Божьи»!?.. Увы – мы недостойны даже первой ступеньки приближения к Богу.

А Господь ждет от нас не «рабства», а «братства». Удивительно – хочется повторить это за святителем Тихоном:

«Удивительно, когда царь земной подданных своих братией своей называет, хотя и сам такой же человек, как и подданные. Христос, Царь Небесный и Сын Божий, людей братией Своей не стыдится нарицать».

Христос не стыдится, только мы недостойны.