В Евангелии есть места, которые заставляют задуматься, о том, кем считал Иисус Христос Своих учеников, насколько они стали близки Ему.
После Своего воскресения Он несколько раз называет своих учеников братьями.
Вот, обращаясь к женам-мироносицам, говорит:
«…пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Мф. 28.10.
И то же самое – непосредственно Марии Магдалине:
«…иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Ин. 20.17.
Святитель Тихон Задонский так комментирует это:
«Истинные христиане – братья Христовы, ибо Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим (Евр. 2.11-12)… Смотри, любезный христианин, в какую высоту вознесены христиане: Господу неба и земли они братья! Выше сего достоинства и быть не может».
Действительно, разве что-нибудь может быть выше этого звания и достоинства!?..
Однако же к такому положению есть определенный Самим Господом путь.
Ученики Иисуса Христа по степени приближения к нему прошли следующую эволюцию: от рабов Божьих через друзей Христа они, в конце концов, становятся братьями Ему.
Итак: раб Божий – друг Божий – брат Божий…
Каждое из этих положений почетно и велико, но каждое последующее оказывается выше предыдущего.
Раб Божий – в полном соответствие с определением - должен просто повиноваться Богу. Повиноваться беспрекословно, не задавая никаких вопросов и, как правило, не проникая в смысл Божьих повелений.
Друг отличается от раба тем, что понимает значение Божьих определений в той мере, в какой Сам Бог ему их открыл.
Первым таким «другом Божьим» стал, как известно, Авраам, которому Бог открывал смысл некоторых Своих повелений.
Вот и ученики Иисуса Христа во время Тайной Вечери, когда оказались посвященными во многие христианские тайны и предопределения, стали друзьями Христу, о чем Он Сам не преминул им возвестить:
«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». Ин. 15.15.
Однако каждая высшая ступенька продолжает нести в себе все обязанности предыдущей. И будучи другом, ты обязан сохранять полное повиновение.
И Господь наш Иисус Христос тут же это подчеркивает:
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». Ин. 15.14.
И, наконец, брат Божий… Как высшее звание и высшая степень близости к Христу.
А ведь не случайно, что Христос назвал Своих учеников братьями после своего распятия и воскресения.
Видимо, главный признак «братства» - это соучастие в страдании и последующей славе.
Пройдя Свою Голгофу и воскресение и предвидя крестный путь Своих учеников, которые уже разделили Его страдания в том числе и через раскаяние в малодушии и предательстве, Христос называет их «братьями».
Значит, «брат» - это тот, кто не просто на словах готов идти за Христом на страдания, муки и смерть (о чем неоднократно заявляли Его ученики), а и делом доказал это.
Такой человек становится «братом» Христу и заслуживает высшую степень близости к Нему.
А теперь присмотримся к нашему окружению, к народу, среди которого мы живем, и задумаемся.
Рабы Божьи – друзья Божьи – братья Божьи…
Три ступеньки к Богу – и все три мимо…
Наш народ не смог подняться даже на первую ступеньку.
Рабы Божьи должны беспрекословно исполнять заповеди Божьи, а мы на них, чаще всего, плюем…
И это касается не только безбожного большинства народа, которое в силу своего безбожия живет «вне закона», но зачастую и тех, кто называет себя христианами.
«Христиане» – но измены, разводы, а то и разврат и аборты…
«Христиане» - но гоняемся за деньгами, плюнув на Христово предупреждение, что нельзя служить Богу и мамоне…
«Христиане» - но всегда стремимся к комфорту, а от неудобств, болезней и страданий бежим как черти от ладана…
Какие «рабы Божьи»!?.. Увы – мы недостойны даже первой ступеньки приближения к Богу.
А Господь ждет от нас не «рабства», а «братства». Удивительно – хочется повторить это за святителем Тихоном:
«Удивительно, когда царь земной подданных своих братией своей называет, хотя и сам такой же человек, как и подданные. Христос, Царь Небесный и Сын Божий, людей братией Своей не стыдится нарицать».
Христос не стыдится, только мы недостойны.