2,3K подписчиков

Наталья Данько. Выдающийся скульптор ранних советских времен и её работы.

192 прочитали

Продолжила интернсное общение со зрительницей канала из Германии Екатериной - настоящим коллекционером предметов русского и советского прикладного исскуства.

Обратила внимание на статуэтки музейного уровня из ее коллекции и попросила показать их в фото подробнее. Статуэтки выполненны на Ленинградском фарфоровом заводе, по эскизам выдающегося советского скульптора Натальи Яковлевны Данько (1892-1942). Предлагаю вам, дорогие зрители, познакомиться с биографией и слегка прикоснуться, через мой рассказ, к её творчеству.

Наталья Яковлевна родилась в Тифлисе в семье железнодорожного служащего. В 1900 г. семья перезжает в Москву. Девочка прекрасно рисовала, и была принята в Строгановское училище. В 1906 г. она продолжила обучение скульптурному мастерству в классе Яльмара Янсона в Вильно, а потом в Санкт-Петербурге.

1914 году Наталья была принята в штат Императорского фарфорового завода на должность скульптора-модельера. Меж тем, наступили бурные революционные времена. В 1918 г. предприятие, переименованное в ГФЗ, получило заказы на выпуск агитационных изделий с революционными сюжетами и лозунгами в честь мирового пролетариата и волнения, связанные с революцией, нашли яркое воплощение в произведениях Натальи Данько.

Широкую известность получили многие её работы и «Работница вышивающая знамя», одна из них. Она есть в коллекции Екатерины.

Скульптура 1920 года, представлена в конце публикации на фото.

Статуэтку можно назвать олицетворением того времени. В ней живо переданы чувства фарфоровой женщины во время процесса вышивания — нежность и одновременно с этим серьезность. При этом поза лишена напряженности, будто каждое движение дается женщине с легкостью, несмотря на трудоемкость занятия.

Статуэтка входит в число первых предметов советского агитфарфора и является одной из наиболее известных, созданных Натальей Яковлевной.

Однако, она создавала и модели, проникнутые юмором и неповторимым колоритом времен НЭПа. Иллюстраций этого направления для нас послужит скульптура "Прачка" из коллекции Екатерины. Фото в конце публикации.

На протяжении нескольких десятилетий выпускалась её кружка под названием "Молоко" или "Голова восточной женщины". Яркая статуэтка в виде, с одной стороны, женской головы со сложным убором, полным украшений, с другой стороны, кружки. Шутливый намёк на как бы утилитарную функцию, которую может исполнять вещь. Наверняка эту кружку видели все, хотя бы на картинках в интернете. Она восходит к европейской, традиции изображения бытовых предметов в виде голов разных людей.

В Германии так делали пивные кружки для бюргеров, пробки к штофам, различные набалдашники. Изображали они главным образом карикатурные рожицы стариков и старух, по преимуществу уродливых. Англичане внедрили в обиход так называемые кружки-тоби в виде человеческих фигур.

Намёк на гротеск имеется и у Данько, но не в самой форме лица, невероятно спокойной, словно застывшей в буддистском созерцании молодой женщины. Насыщенная деталями многоцветная графическая (без смешения красок и цветовых переходов) роспись с обилием красного цвета и позолоты отсылает нас к временам расцвета русского модерна. Фото 3.

При работе над женскими образами Наталье часто позировала высокая и стройная сестра Елена. Нельзя не упомянуть и не отметить, что во многом успеху Натальи способствовала именно она.

Ведущая художница ГФЗ, виртуозно расписывавшая авторские фигурки Натальи. На фото 5 сестры Данько. Слева Елена, справа Наталья.

А не менее знаменитая скульптура "Анна Ахматова", фото 4, которая относится к золотому фонду советского фарфора, создана сестрами при содействии и позировании самой Анны Андреевны.

Многие из созданных мастером трёхсот скульптурных миниатюр удостоились высокого международного признания. В 1925 г. на всемирной выставке в Париже Наталья Яковлевна была награждена Большой Золотой медалью.

По её эскизам были выполнены 14 больших фарфоровых барельефов на тему «Искусство народов СССР» 1936 -1937г.г. для станции «Театральная» Московского метрополитена, а также 24 майоликовых медальона для Речного вокзала в Химках.

В 1941 году Наталья Данько оказалась в кольце Ленинградской блокады. Ей довелось испытать на себе ужасы бомбежек, муки голода и лютых морозов. В конце февраля 1942 года вместе с сестрой и матерью она была эвакуирована по «Дороге жизни» в уральский город Ирбит. Однако силы у женщин были на исходе. На одном из железнодорожных перегонов умерла мать, потом – сестра Елена.

По прибытии в Ирбит, на место эвакуации завода, Наталья Данько под присмотром коллег была помещена в местный госпиталь. Но спасти её не удалось – она скончалась в возрасте 50-ти лет в марте 1942 г.

Как утверждают многие, фотографии не в силах передать неповторимое очарование работ Данько. Их нужно видеть воочию. Они особенно хороши при круговом обзоре, в переливах цвета и сияющих ореолах световых бликов.

И если пока не получается увидеть их, то у многих есть возможность задержаться на пару минут на станции Московского метро «Театральная». Там на фарфоровых барельефах представлена замечательная галерея работ Данько.

Продолжила интернсное общение со зрительницей канала из Германии Екатериной - настоящим коллекционером предметов русского и советского прикладного исскуства.
Продолжила интернсное общение со зрительницей канала из Германии Екатериной - настоящим коллекционером предметов русского и советского прикладного исскуства.-2
Продолжила интернсное общение со зрительницей канала из Германии Екатериной - настоящим коллекционером предметов русского и советского прикладного исскуства.-3
Продолжила интернсное общение со зрительницей канала из Германии Екатериной - настоящим коллекционером предметов русского и советского прикладного исскуства.-4

Продолжила интернсное общение со зрительницей канала из Германии Екатериной - настоящим коллекционером предметов русского и советского прикладного исскуства.-5