Найти тему
Рисуем с Байрамом

Когда-то считали, что женской живописи не бывает... Смотрим, как иногда ошибается общество

Как в диких условиях, когда все вокруг рушится, близкие люди умирают, хрупкая женщина спасла семью своим искусством? Ответ есть в самих картинах Зинаиды Серебряковой - она верила в то, что жизнь все-таки прекрасна.

С вами Анна, ассистент "Арт-галереи Байрама". Продолжаю свою серию о художниках, которые сумели удивить мир.

"За туалетом" - самый известный портрет Серебряковой.
"За туалетом" - самый известный портрет Серебряковой.

Дома ее звали Зика, и она была одной из 6 детей в семье, где все были художниками. Ее мама, Екатерина, была дочерью архитектора Николая Бенуа, и ее специализацией были портреты. Отец, Евгений Лансере, занимался скультптурой. Как только малыш в их семье чуть подрастал, ему сразу давали в руки карандаш. И вопрос с выбранной профессией решался автоматически - все сыновья и дочери Екатерины и Николая выбрали работу в сфере искусства.

В такой атмосфере дети учились рисовать, не покидая стен дома. Поэтому у Зины не было необходимости получать полноценное профессиональное образование в специальном заведении. Она перенимала необходимые знания у своих многочисленных родственников. А многочисленные художники и артисты, приходившие в гости, лишь расширяли ее кругозор.

Но такой радостный и беззаботный период в жизни Зинаиды был только в детстве. И даже он был омрачен смертью отца, когда Зике было всего 2 года. Семью поддержали многочисленные родственники, и тогда девочка твердо усвоила - искусство всегда поможет выжить.

Брак Зинаиды, кратковременный, но счастливый, тоже начался с препятствий - они с ее будущим супругом были двоюродными братом и сестрой, их даже отказались венчать. Но упорство Бориса Серебрякова принесло свои плоды: после нескольких попыток они нашли священника, согласившегося провести церемонию.

И вот так всю жизнь - если хочешь чего-то добиться, нужно преодолеть немыслимую гору преград.

У Зинаиды и Бориса родилось 4 детей, и все из них впоследствии тоже стали художниками. До Первой мировой войны Серебрякову ожидают слава и признание, а потом все начинает разрушаться. Первым испытаниме стал уход мужа на фронт. Ситуация сильно усложнилась, когда он перестал отвечать на письма

В 1917 году ей приходится срочно покинуть семейную усадьбу, где она жила с матерью и всеми детьми - революция принесла с собой беспорядки. Без мужа она боялась взять на себя ответственность за этот переезд. Но крестьяне предупредили ее, что защищать женщин и малышей в доме некому - все вокруг уже убиты, а оружия в усадьбе нет.

Так семье впервые пришлось все бросить и перебраться в итоге в Харьков. Это было правильным решением - от усадьбы не осталось камня на камне, сожгли и дом, и стоявшую рядом церковь.

Впервые искусство помогает Зинаиде уже в одиночку поддерживать жизнь своих близких - она устраивается на работу в архелологический музей Харькова, зарисовывает там экспонаты. Вскоре муж выходит на связь, но воссоединение длится недолго - в 1919 году он умирает на руках жены от тифа.

После его гибели большой семье выросшей Зики удается наконец перебраться обратно в Петроград, - это случилось в 1920 году. Ей даже удалось вернуться в свою квартиру возле Мариинского театра. Правда, ее жилплощадь уже уплотнили: подселили туда совершенно незнакомых людей...

В этот же период она создает удивительно светлую серию работ, посвященных балету - ее дочь поступает в хореографическое училище, а у нее самой есть доступ за кулисы великой Мариинки.

"Балетная уборная. Снежинки"
"Балетная уборная. Снежинки"

Этот период художница вспоминала, как время, когда постоянно были перебои с едой и деньгами. Но живопись помогала ей. И когда заканчивались масляные краски, Зинаиду выручала пастель.

В 1924 году Серебряковой удается уехать в Париж - появилась возможность подправить финансовое положение частными заказами. Ей удается выписать из Советского Союза сначала младшую дочь Екатерину, а через несколько лет сына Александра. И все... Страна Советов опускает вокруг себя железный занавес, и все, кто остались за ее пределами, теряют связь с близкими... Сначала еще можно обмениваться письмами, но Вторая мировая война обрывает и эту возможность.

В следующий раз оставшихся на родине детей Зинаида увидит через несколько долгих десятилетий... Но пока она об этом не знает, и продолжает искать заказы, потому что денег все равно не хватает. Она крутится, как может, но неумение вести быт, и сводить концы с концами, даже приводит ее к серьезному заболеванию. Выручает приехавшая дочь, которая в свои 12 лет сумела освободить мать от забот о хозяйстве.

Встретиться с семьей Серебряковой удалось лишь в 1966 году, когда в Советском союзе настала оттепель, и возродился интерес уехавшим и недооцененным художника. Работы Зинаиды, выполненные в столь ценимой тогда в Союзереалистичной манере, обрели популярность.

Встреча с детьми наконец-то состоялась, но самой художнице жить осталось совсем недолго. Вернувшись в Париж, Серебрякова умерла в 1967 году.

Автопортрет с детьми.
Автопортрет с детьми.

Всю свою долгую жизнь Зинаида писала очень нежные и светлые картины, за которыми никак нельзя было увидеть всех ее горестей и потерь.

Я много раз сталкивалась с мнением, что живопись - это удел исключительно мужчин, а женщины должны заниматься кухней и семьей. Но, думаю, Серебрякова, и множество ее предшественниц, современниц и последователей, вполне опровергают этот миф.

Что думаете об этом вы? Можно ли делить живопись на мужскую и женскую?

Ваш лайк и подписка помогут каналу существовать и развиваться)