Что смотреть в Дагестане. Часть I: Каспийск, Махачкала, Сулакский каньон, Чиркейское водохранилище и пещеры Нохъо

Вы наверняка минимум один раз натыкались в социальных сетях на потрясающей красоты фотографии горных рек, утесов и затерянных аулов с отметкой «Дагестан» и задумывались о том, чтобы увидеть всё это своими глазами. Надеюсь, что моя статья станет решающим аргументом в пользу поездки в страну гор (именно так переводится название этой республики).

Дагестан – идеальный вариант для так называемого «дикого» туризма. Покупать тур в эту страну дорого и абсолютно бессмысленно. Лучше купите авиабилет до Махачкалы (летом 2023 года билет из Петербурга или Москвы обойдется вам примерно в 8 тысяч на человека в одну сторону), снимите квартиру на Avito (летом 2023 года легко можно было найти студию в Каспийске за 2 тысячи рублей в сутки) и планируйте свой отдых самостоятельно.

Так мы и поступили. Прилетели в Махачкалу, легко вызвали такси через «Яндекс» и уже через 15 минут были в Каспийске. Единственный гражданский аэропорт в Дагестане, строго говоря, находится не в Махачкале, а где-то между Махачкалой и Каспийском, и до Каспийска от него ближе, чем до Махачкалы. Первое, что приятно удивило на выходе из аэропорта, – отсутствие какой-либо навязчивости со стороны местных таксистов. Именно эта навязчивость, например, расстраивает тех, кто прилетает в Сочи. Нет, в Дагестане абсолютно все люди (по крайней мере, те, кого мы видели) ведут себя с достоинством и без какой-либо развязности, свойственной жителям некоторых других теплых стран.

Вид из нашей квартиры в Каспийске открывался на «Анжи-арену», построенную меньше 10 лет назад для местного футбольного клуба, в котором когда-то играли бразильские звезды. Теперь этого клуба больше нет, но память о нем живет. Рядом со стадионом жизнь бьет ключом практически круглосуточно. Возле него есть несколько кафе и ресторанов, трасса для картинга, аттракционы для детей и зиплайн для всех возрастов. Зиплайн (спуск по тросу на карабине) – весьма популярное в этой стране развлечение. Недалеко от арены есть и несколько пляжей на любой вкус: платные и бесплатные, с лежаками и без. В первый же вечер в Дагестане мы старались соблюдать все нехитрые правила поведения в этой стране: в общественных местах не обниматься, не держаться за руки и уж точно не целоваться. Как женщинам, так и мужчинам не рекомендуется обнажать плечи и колени. В крупных городах типа Махачкалы и Каспийска мужчине или женщине в шортах замечания, конечно, не сделают. Но в горы представителям обоих полов лучше ехать с закрытыми плечами и коленями.

Так вот, освоившись в Каспийске, мы с моей прекрасной спутницей решили, не теряя времени, на следующий же день отправиться на экскурсию. Найдя в Интернете турфирму с хорошими отзывами («Этно тревел»), мы решили ей довериться. И уже рано утром прямиком из Каспийска отправились в тур по маршруту Сулакский каньон – Чиркейское водохранилище – Пещера НОХЪО – бархан Сарыкум. Гидом оказалась милая женщина средних лет по имени Зульфия, которая была хороша всем, кроме того, что работала, что называется, без огонька, для галочки. Зато с огоньком работал водитель катера, который с ветерком, на огромной скорости и с резкими поворотами на виражах, под разношерстный саундтрек повозил нас по Чиркейскому водохранилищу. Этот водоем идеально подходит для того, чтобы снимать фэнтэзи типа «Властелина колец». Да и звучные названия у населенных пунктов в Дагестане вполне себе могут сойти за названия городов в Средиземье. Например, Сулак. Это одна из главных рек в Дагестане, и в XX веке советские энергетики решили, что река эта должна приносить пользу людям, понастроили на ней плотин и ГЭС, благодаря чему в республике появилось множество поражающих своей красотой водохранилищ. И Чиркейское водохранилище – одно из них. После водохранилища нам предстояло знакомство с пещерами НОХЪО (твердый знак в названии не читается). К ним ведет живописная дорога в горах. До самих пещер, кстати, не представляющих собой ничего особенного, можно добраться двумя путями: пешком или на том самом зиплайне, о котором я писал выше. Правда, в связи с тем, что для пассажиров зиплайна есть ограничение по весу (80 кг), воспользоваться этим транспортным средством смогли только девушки из нашей группы. Мужчины же стройными рядами отправились к пещерам пешком, чтобы на месте встретить своих отважных подруг, спустившихся на карабине по тросу на высоте около 150 метров над ущельем.

Нагуляв аппетит, мы отобедали на форелевой ферме, и это было очень вкусно. Именно там мы с моей прекрасной спутницей впервые попробовали чудУ – одно из главных дагестанских лакомств – лепешки из тонкого теста с мясной начинкой. Правда, как мы позже узнали, начинки у чудУ могут быть самыми разнообразными. После сытного обеда, на обратном пути в Каспийск, мы должны были заглянуть на бархан Сарыкум. Как нам объяснила наш очаровательный гид, «это просто огромная куча песка». Но куча эта примечательна тем, что на ней снимали «Белое солнце пустыни». Однако в тот день взглянуть на бархан глазами товарища Сухова нам не удалось, потому что хлынул ливень. А в такую погоду микроавтобусу до бархана просто не доехать. Так что наша экскурсия не досчиталась одного важного этапа, и в город мы возвращались немного разочарованными. Кстати, никакого возврата части стоимости экскурсии нам не предложили, что меня неприятно удивило.

Решив компенсировать себе недополученные впечатления, мы вышли на обратном пути в Махачкале и прогулялись по ней. В столице Дагестана мы заглянули в музей «Россия – моя история» и минут 40 изучали экспозицию, посвященную республике. Из нее мы узнали, что не существует дагестанского языка, как не существует и национальности «дагестанец», поскольку страну населяет 40 разных народностей (из которых самые многочисленные – аварцы, даргинцы и лезгины), у каждой из которых свой язык, и представители всех этих национальностей общаются друг с другом на русском языке.

После музея мы прогулялись до городского пляжа, по дороге к которому угостились чудесным кофе. Кстати, в Дагестане царит настоящий культ кофе. Отличные кофейни есть даже высоко в горах. И мне не раз приходилось наблюдать следующую картину: в кофейню заходит бородатый брутальный кавказец и заказывает себе, скажем, раф с персиковым сиропом. Кофе в Дагестане пить и варить любят и умеют. Забегая вперед, скажу: за все 6 дней пребывания в этой стране я ни разу не разочаровался в еде и напитках, которые мне там довелось попробовать. Всё и везде было очень вкусно.