Найти в Дзене
Снежа учит

Китайский опыт реформирования экономики.

ФГБОУ ВО ОрГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА РЕФЕРАТ Китайский опыт реформирования экономики. Выполнила: студентка 28 группы педиатрического факультета Сысоева С.Е. Проверил: доц., к. ист.н. Савицкий Г.В. Оренбург 2018 Содержание Введение. 3 1. Основной опыт реформы китайской экономики. 1.1 Концепция экономических реформ. 4 1.2 Экономические реформы в городе и деревне. 7 1.3 Трансформация государственных предприятий. 10 1.4 Реформа финансовой системы. Банковская реформа в Китае. 11 2. Китай на современном этапе развития
2.1 Место Китая в мировой экономике. Особенности китайской экономической модели. 14
2.2 Новые горизонты китайской экономики в XXI веке. 17 Заключение. 19 Список используемой литературы. 21 Введение 1 октября 1949 года на площади Тяньаньмэнь была провозглашена Китайская Народная Республика. Для этой странны были трудные года, наполненные попытками применить к Китаю научные положения марксизма и опыт «советской модели»; преобразовать менталитет и образ ж

ФГБОУ ВО ОрГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

РЕФЕРАТ

Китайский опыт реформирования экономики.

Выполнила:

студентка 28 группы

педиатрического факультета

Сысоева С.Е.

Проверил:

доц., к. ист.н. Савицкий Г.В.

Оренбург

2018

Содержание

Введение. 3

1. Основной опыт реформы китайской экономики.

1.1 Концепция экономических реформ. 4

1.2 Экономические реформы в городе и деревне. 7

1.3 Трансформация государственных предприятий. 10

1.4 Реформа финансовой системы. Банковская реформа в Китае. 11

2. Китай на современном этапе развития
2.1 Место Китая в мировой экономике. Особенности китайской экономической модели. 14
2.2 Новые горизонты китайской экономики в XXI веке. 17

Заключение. 19

Список используемой литературы. 21

Введение

1 октября 1949 года на площади Тяньаньмэнь была провозглашена Китайская Народная Республика. Для этой странны были трудные года, наполненные попытками применить к Китаю научные положения марксизма и опыт «советской модели»; преобразовать менталитет и образ жизни китайского общества в период «культурной революции»; начать радикальные социально-экономические реформы после «десятилетия хаоса». Актуальность данной темы заключается в том, что на протяжении всей истории экономического развития стран происходят изменения связанные социальным и с экономическим развитием государства и для этого необходимо проводить экономические реформы, но для грамотного их проведения требуется опыт собственный также опыт других стран. Сегодня в мире к Китаю отношение неоднозначное. Некоторые аналитики предсказывают, что он будет одним из мировых лидеров в грядущем тысячелетии. Другие, напротив, убеждают, чтоего ожидает неизбежный экономический хаос и политический крах. Строить прогнозы в наше нестабильное время – дело неблагодарное. Лучше оперировать фактами. А факты говорят о том, что проводимая в Китае политика реформ дала конкретные результаты: Китай продемонстрировал всему миру возможность осуществления рыночных преобразований без радикального слома существующей политической системы. В данном реферате будет рассмотрен опыт экономической реформы Китая – это и будет является предметом исследования, объектом исследования выступает государственное экономическое регулирование. Целью данного реферата является изучение опыта экономической реформы на примере Китая.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

•рассмотреть основные уроки китайской экономической реформы.

•изучить основной опыт реформа китайской экономики;

•проанализировать цели экономической реформы Китая;

•раскрыть теоретические основы экономических реформ: причины и цели, объекты и средства государственного регулирования;

1. Основной опыт реформы китайской экономики

1.1 Концепция экономических реформ

Дэн Сяопин, китайский политик и реформатор, указал, что реформа должна отстаивать социализм и что это очень важный вопрос. В ходе реформы необходимо соблюдать два основных принципа- приоритет социалистической экономики общественной собственности и общественное благосостояние. Некоторые же люди под реформой понимают исключительно в либерализацию. Китайская реформа отличается от либерализации и по этому вопросу еще будут вестись споры. В 1991 году Цзян Цзэминь, китайский партийный и государственный деятель, заявил, что если не провести реформу, то социалистический строй не сможет сохранить свою жизнедеятельность; а если в ходе реформы не придерживаться социалистического направления, то можно погубить все достижения семидесятилетней борьбы, которую вела партия и народ.

Необходимо разграничить два взгляда на реформы и открытость: реформы и открытость, придерживающиеся четырех основных принципов, и«реформы и открытость», которые поддерживала буржуазная либерализация, и которые по существу являлись капитализмом. В 1991 году во время своей южной речи Дэн Сяопин критиковал такой подход, когда любое явление относилось либо к «общест-венному, либо к «частному», однако это вовсе не означает, что вообще не надо говорить об «общественном» и «частном». Как раз наоборот, именно в этой речи Дэн Сяопин четко указал на то, что предприятии: «трех капиталов» - это полезноедополнение социалистической экономик и в конечном итоге они приносят пользу социализму.

Китай шел к выбору целевой модели реформы одновременно двумя путями. Один, путь теоретических изысканий, состоял в изучении и типологизации различных вариантов экономической реформы и существующих в мире моделей социалистической экономики и «отыскании» на этой основе наиболее подходящей для конкретных условий Китая модели. В одной из наиболее фундаментальных работ поданной проблеме «Исследование модели реформы хозяйственной системы в Китае» – было предложено выделять шесть моделей социалистической хозяйственной системы: военный коммунизм, традиционная модель централизованно планируемой экономики, усовершенствованная модель централизованно планируемой экономики, модель органического сочетания плана и рынка, экономика с косвенным административным контролем (когда директивный план был ликвидирован, а система косвенного управления через рынок и экономические рычаги еще не создана) и, наконец, модель рыночного социализма.

Второй путь формировала сама логика реформенного процесса. На начальном этапе преобразований реформаторы ориентировались главным образом на совершенствование планового управления народным хозяйством, в том числе за счет более последовательного учета в планировании требований закона стоимости. Вместе с тем предоставление на практике условий для выявления рыночному регулированию разрешенной ему «вспомогательной роли» (допущение свободных и договорных цен, развитие индивидуального сектора экономики, предоставление госпредприятиям права оставлять себе часть прибыли, производить и сбывать сверхплановую продукцию и т.п.) обернулось устойчивой тенденцией стихийного расширения ареала действия рыночных принципов и столь же спонтанным ослаблением позиций планирования. Экономическая невыгодность соблюдения плановой дисциплины резко ослабляла ее, несмотря на административные приказы и штрафные санкции (так, в начале 80-х годов наиболее выгодным для крестьян многих районов оказалось выращивание рапса и табака, процветавшее вопреки неоднократным прямым приказам из центра не расширять посевные площади под этими культурами и солидным штрафным санкциям за отказ выращивать овощи).

В 1982–1984 гг. было предпринято несколько попыток вернуть «птицу рынка» в «клетку плана». В датированном 25 февраля 1982 г. Общем проекте реформы хозяйственной системы отсутствовало положение о соединении планового регулирования экономики с рыночным, фигурировавшее в проекте 1979 г., а характеристика социалистической экономики Китая на данном этапе как товарного хозяйства, содержавшаяся в проекте реформы от 3 сентября 1980 г., была заменена определением «плановое хозяйство с существованием товарного производства и обмена». Наконец, в 1984 г. сторонники сильного планового начала внесли предложения о расширении номенклатуры централизованно распределяемых ресурсов и повышении доли централизованного распределения в общем объеме оборота материальных ресурсов. Акцент на административные рычаги, натуральное распределение, жесткое директивное планирование производства, снабжения и реализации всей промышленной продукции, входящей в государственный план, мотивировался необходимостью выполнения в период до 1990 г. масштабных задач по сооружению ключевых объектов капитального строительства и трудностями с достижением подлинной финансовой и материальной сбалансированности. Соответственно, в целом предлагалось не спешить с реформами.

1.2 Экономические реформы в городе и деревне
Реформы в городе

На втором этапе реформ (1985–1991 годы) акцент стал переноситься из деревни в город. Но и тут сохранялся принцип не быстрого разрушения старых структур, а формирования новых рядом со старыми. Централизованноеправительство распространило реформы на государственные предприятия (ГП) в городах. Этим предприятиям было предоставлено больше полномочий в определении объемов и ассортимента выпускаемой продукции, принятии решений в отношении найма работников и распоряжении большей частью прибыли. Правительство распространило двухуровневую систему цен также и на несельскохозяйственную продукцию. ГП получили возможность покупать материалы и комплектующие, используемые ими в производстве, а также продавать свою продукцию все в большем объеме по рыночным, а не по фиксированным ценам.

Более того, китайское правительство способствовало созданию негосударственных предприятий, которые назывались городскими коллективными хозяйствами, – предприятий, находившихся в собственности руководителей и работников предприятий.
Сегодня в Китае доля государственных предприятий в общей стоимости основных фондов предприятий всех форм собственности составляет 60%, коллективных – 20%, частных – 7% и предприятий с участием иностранного капитала – 13%.

«Негосударственный» сектор в Китае не означает «частный» сектор. Более 70% продукции, производимой негосударственным сектором, приходится на предприятия, которые находятся в общественной собственности местных провинциальных правительств. Другими словами, приватизация не играет существенной роли в экономических реформах Китая. Вместе с тем, многие экономисты считают, что одним из двигателей экономического бума в Китае стало сокращение деятельности государства. За последние 15 лет совокупные расходы государственного бюджета снизились втрое. Высвобожденные в результате этого гигантские финансовые ресурсы были направлены в реальную экономику.
Рост уровня жизни населения Китая тормозится его численностью. Есть и другие факторы, сдерживающие развитие Китая. Это, скажем, сокращение площади пашен, плохо развитая инфраструктура, нехватка свободной земли для строительства. 94% населения страны живет на половине площади Китая, так как значительную его часть занимают горы и пустыни.

Реформы в деревне.

Реформа хозяйственной системы в китайской деревне была объявлена самой первой, началась и закончилась, в целом, раньше других, создала предпосылки для начала и определения направлений реформ в других сферах социально-экономической структуры КНР.
В китайской деревне были созданы 2 типа подряда:
1) Подряд на объем производства. Он подразумевает под собой форму хозяйствования, при котором двор-подрядчик (семья – низший «разряд» производителя) заключает с производственнойбригадой договор на выполнение конкретного производственного задания. Средством расчета служат, в основном, либо часть произведенной по договору продукции, либо деньги. Но отношения между двором-подрядчиком и производственной бригадой не укладываются в рамки схемы «подписался-рассчитался».
2) Полный подворный подряд. Отличие этого подряда от предыдущего состоит в том, что здесь система оплаты результатов труда семьи-подрядчика по трудодням не учитывает произведенную сверх договорного объема продукцию, она полностью остается в распоряжении семьи.
Хозрасчетная единица, с которой двор-производитель непосредственно заключал подряд, может только предложить ему сдать излишек продукции государству по повышенным закупочным ценам, а также предложить услуги по его переработке, продаже на городских рынках и т.п. Но все это предлагается на добровольной основе. Хозрасчетная единица выступает здесь уже не как производственная бригада, а как торгово-промышленная коммерческая структура, предлагающая свои услуги желающим, как правило, на более предпочтительных условиях для своих подрядчиков. Но многие семьи предпочитают сами или скооперировавшись с другими дворами реализовывать на рынках или перерабатывать остающиеся у них излишки продукции. Для этого в городах созданы все условия – постоянно совершенствуется и развивается двухсторонняя связь между городом и деревней.
Важную роль играет и тот факт, что правительство КНР постепенно все больше переходило от практики закупок у сельских производителей излишков произведенной ими продукции по повышенным закупочным ценам к закупкам по рыночным ценам через свои региональные представительства на местах. Это ставит в равные условия отдельные регионы страны, так как издержки на производство одного и того же вида продукции в разных местах различны.
Факторами высокой экономической эффективности этих специализированных объединений являлись полномасштабное использование распыленных финансовых средств, средств производства и рабочей силы, максимально рациональная занятость в своих рамках различного рода отдельных мастеров-умельцев, увеличение степени разделения труда с целью повышения его производительности.
Вне зависимости от типа объединения, все они обязаны соблюдать принцип добровольного участия членов, подчиняться центральному плану, выполнять договора на объем производства с государством и местными органами власти, сохранять (сейчас – хотя бы формально) основополагающим принцип распределения по труду, согласовывать паевое распределение доходов с местными руководящими хозяйственными структурами.

1.3 Трансформация государственных предприятий.

На третьем этапе, начиная с 1992, правительство занялось углублением реформ, а также попыталось реформировать госсектор, который на фоне развивающегося частного предпринимательства выглядел все более неповоротливым и малоэффективным. Тем не менее, именно в этой сфере китайское правительство проявляло особую осторожность, опасаясь массовой безработицы и волнений среди рабочих.
Радикальная реформа госсектора объявлялась и откладывалась не раз. До 1995 года дело ограничивалось частичной либерализацией менеджмента, массовым обновлением директорского корпуса (до 90 процентов), введением системы «двойных цен». Уже к середине 90-х многие промышленные товары полностью реализовывались по рыночным ценам. В настоящее время государство регулирует лишь 10% цен. Значительная часть из 14 тысяч госпредприятий добилась не только существенного роста производства, но и прибылей (в среднем до 4 процентов в год). Наконец, в 1995 году в 18 крупных городах была начата в опытном порядке реализация практики банкротств. С 1996 года реформа госпредприятий начала охватывать уже 52 города. В течение 1996 года было децентрализовано около 1000 ключевых предприятий. Набирает темпы коммерциализация госпредприятий. Эти ГП выпустили акции и стали корпорациями, которыми владеют акционеры. Идея заключалась в том, чтобы сделать руководство новых компаний ответственным перед акционерами. Правительству, тем не менее, принадлежит контрольный пакет акций 1000 предприятий. Все остальные 300 тысяч ГП были проданы частным лицам (или группам частных лиц) или, если они не представляли собой никакой ценности – обанкрочены.
В 2010 г. государственные и контролируемые государством предприятия составили лишь 6,1% от общего числа «сверхнормативных» предприятий, однако они располагали всего 45% активов, получили около 40% прибыли и выплатили 44% налога на добавленную стоимость.
Поразительно быстро росло количество частных «сверхнормативных» промышленных предприятий. В 2010 г. на долю частного сектора приходилось 51,5% «сверхнормативных» промышленных предприятий, из них почти 53% принадлежали национальному капиталу и произвели 23,2% валовой продукции, а 20% иностранному (31,5% валовой продукции).
Достижения предыдущего тридцатилетия огромны. Китай стал производить 5–6% мирового ВВП. В стране образовались особые районы экспортного производства. К 2020 г. планируется увеличить уровень ВВП в 4 раза и занять господствующее положение в мировой экономике. Планируется существенно повысить уровень и качество жизни населения.

1.4 Реформа финансовой системы. Банковская реформа в Китае

Реформа финансовой системы была проведена в Китае к середине 80-х годов. Чтобы иметь наглядное представление о ее результатах, можно буквально двумя фразами охарактеризовать сначала прежнюю китайскую финансовую систему и затем – ныне существующую. Общее – главным каналом накопления и распределения финансовых средств является госбюджет, главным их источником является чистая прибыль предприятий. Но сама система управления финансами после ее реформы приобрела кроме существовавшего госбюджетного инструмента еще один механизм – хозяйственную деятельность предприятий.
Большинство китайских ученых выделяют три периода финансовой реформы в КНР с 1976 по 1985 годы.
Первые три года были экспериментально-подготовительным этапом китайской финансовой реформы. В этот период проверялись на практике различные формы финансовых взаимоотношений.

Основными формами были:
а) Формула первой системы финансовых взаимоотношений с городами центрального подчинения, провинций и автономных районов была следующей: «Фиксирование соотношения между доходами и расходами, деление их общей суммы». То есть при наличии хозяйственной прибыли часть ее оставлялась району, в убыточных местах или в убыточные для конкретного района годы часть убытков возмещалась из Госбюджета.
б) При второй форме – «деление прироста доходов, увязка доходов с расходами» – внимание на положительный или отрицательный баланс не обращали. Сравнивали прирост доходов (+ или -) относительно предыдущего года и затем подтягивали доходы к расходам за счет или в пользу центрального бюджета. При этой системе хозяйственные стимулы для регионов были ниже, чем в первом случае.
в) Третья форма была довольно оригинальной. Она была применена в качестве эксперимента в 1977 году в провинции Цзянсу. Основывалась она на установке твердых отчислений в бюджет, определявшихсяпо исторически сложившейся доли расходов в доходах района. Полное название этой системы – «увязка доходов с расходами, деление общей суммы, нормативный коэффициент, действующий в течение нескольких лет». Эта форма нашла свое дальнейшее применение во взаиморасчетах государства с изолированными в хозяйственном и культурном плане высокогорными районами страны.

Второй этап ознаменовался выработкой по большому счету лишь одной оправдавшей надежды формы финансовых взаимоотношений между центром и периферией. Это была так называемая система «ступенчатой ответственности с отделением доходов от расходов». Временные положения о ней были опубликованы Госсоветом КНР в феврале 1980 года. Сферы местного и центрального бюджета на местах четко разграничивались по принципу хозяйственного подчинения предприятий. Отчисления в центральный бюджет, пропорции деления прибыли между центральным и местными бюджетами, величина промышленных дотаций оставались неизменными в течение 5 лет. Кроме того, что повышалась стабильность центрального бюджета за счет отказа от внеплановых дотаций, так как система фактически вводила их лимит, идея такой формы финансовых взаиморасчетов упала еще и на благодатную почву активизировавшегося вскоре процесса перехода предприятий на полную производственную ответственность.
Эта система успешно просуществовала до 1984 года, когда все отчисления от прибыли были заменены единым налоговым механизмом. Собственно это уже рассматривалось в предыдущей главе, но, поскольку это же самое является и третьим этапом финансовой реформы в КНР, то несколько слов необходимо сказать и здесь. В принципе к этому этапу китайские плановики шли аж с 1978 года, когда вместе с формированием собственных фондов из доли прибыли возникла необходимость определения принципов распределения этой прибыли между предприятиями, местными и центральнымбюджетами. Многие выработанные с того времени варианты этого деления и легли потом в основу налогового законодательства.
В годы реформ банковская система в Китае является одним из самых динамичных элементов экономики. При этом, несмотря на многочисленные нововведения, основной ее характеристикой остается жесткий контроль за деятельностью кредитных организаций со стороны государства и Центрального Банка.
Переход к международным стандартам бухгалтерского учета, который завершен в 1999 г., в совокупности с реструктуризацией кредитного портфеля банков позволил, по мнению экспертов Банка Китая, получить реальную картину состояния банковской системы в стране.
В Китае действует двухуровневая система банков. На первом уровне находится Центральный банк, на втором – специализированные государственные банки и обширная сеть коммерческих банков. Отдельные депозитные, кредитные и расчетные операции могут осуществляться так называемыми городскими и сельскими кредитными кооперативами, а также городскими кредитными банками. Народный банк Китая (НБК) был создан 1 декабря 1948 г. Первоначально на него было возложено выполнение операций государственного казначейства, контроль над частными кредитами, размещение государственных займов и контроль над операциями с иностранной валютой и драгоценными металлами.
С 1983 г. НБК выполняет функции центрального банка страны и не занимается промышленно-торговыми кредитами и сбережениями. Его капиталы полностью финансируются государством и являются государственной собственностью. Бюджет НБК, после его рассмотрения и утверждения финансовыми ведомствами Госсовета, включается в центральный бюджет КНР и подпадает под контроль за исполнением бюджета со стороны финансовых ведомств Госсовета.
Доходы НБК, за вычетом расходов отчетного года, а также чистая прибыль, образовавшаяся после формирования общего резервного фонда в соответствии с устанавливаемой финансовыми ведомствами Госсовета пропорцией, полностью перечисляются в центральный бюджет Китая. Убытки НБК компенсируются за счет ассигнований из того же бюджета. В 1998 г. чистая прибыль Банка Китая составила 3,52 млрд. юаней (425 млн. долл.), против 6,03 млрд. юаней в 1997 г.
В рамках банковской реформы в Китае продолжается кампания по освобождению Центрального банка от «посторонних видов деятельности». Так только за 1998 г. было закрыто 3226 принадлежащих банку фирм, или 92% из всех зарегистрированных его дочерних компаний. В региональные представительства Центрального банка были направлены специальные команды по надзору за исполнением принятых решений.
В то же время, коммерческие банки в значительно большей степени подвержены действию рыночных рисков, чем крупные государственные банки, имеющие поддержку Правительства. Банкиры обеспокоены значительными колебаниями национальной валюты и намерены вводить более действенные системы контроля за банковскими рисками, а также расширять операции в низкорискованных направлениях, за пределами кредитно-депозитной сферы.
Одним из элементов банковской реформы является решение Центрального банка Китая о слиянии (укрупнении) нескольких тысяч мелких кредитных кооперативов и закрытии тех из них, которые не удовлетворяют предъявляемым требованиям.
Особое место в кредитной системе страны занимают так называемые государственные банки, переведенные в разряд коммерческих в 1994–1995 гг. Всего в стране насчитывается семь государственных банков, которые не конкурируют с коммерческими, поскольку их кредитные ресурсы формируются не за счет прямого привлечения сберегательных депозитов, а путем выделения им бюджетных средств, займов Банка Китая и эмиссии собственных облигаций.
Принимая во внимание сложную ситуацию с безнадежными долгами государственных банков, Банк Китая создает четыре государственных корпорации по управлению финансовыми потоками четырех крупнейших государственных банков, планирует ввести в отношении этих финансовых институтов квоты на выдачу кредитов и ужесточить контроль за управлением ликвидностью. Планируется также ввести новую систему классификации кредитных рисков, «в соответствии с международными правилами и китайскими реалиями», и изменить механизм списания безнадежных долгов.

2. Китай на современном этапе развития
2.1 Место Китая в мировой экономике. Особенности китайской экономической модели.

На протяжении тысячелетий Китай – ведущая страна мира. Однако в конце XIX –начале XX в. экономическое развитие крайне замедлилось, и Китай по уровню промышленного развития оказался на одном из последних мест в мире. В 1949 г. Китай представлял отсталую, полуфеодальную и полуколониальную страну. Экономика находилась в полной разрухе, народ жил в нищете, средняя продолжительность жизни составляла 35 лет. После образования 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики начался процесс строительства социалистической экономики, который из-за левацких перегибов в политике Мао Цзэ Дуна развивался неравномерно. К началу реформ в 1978 г. около 100 млн человек не обеспечивались одеждой и питанием, а страна опять находилась на грани экономической разрухи.
И только с конца XX века беспрецедентные успехи Китая в экономическом развитии стали и, по-видимому, долго будут важнейшим событием мировой экономической истории. Валовой внутренний продукт (ВВП) страны рос с 1979 г. по 2006 г. всреднем на 9,6 % в год.

Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью – каждые 7,5 лет. Поставленная на первом этапе реформ задача удвоения ВВП была достигнута досрочно в 1984 г. Следующее удвоение и тем самым четырехкратное увеличение ВВП также произошло досрочно, а к концу века Китай увеличил ВВП 1978 г. в 6 раз. Очевидно, что поставленная лидером страны Ху Цзиньтао задача увеличить ВВП 2000 г. в 4 раза к 2020 г.
Главные факторы феноменального роста китайской экономики следующие.
Первый фактор – эффективная роль государства в экономике, которое активно влияло и влияет на протекающие процессы на всех этапах экономической реформы. В китайской теории реформ для обозначения роли государства употребляется термин «комплексная система макроэкономического контроля, осуществляемая за счет экономических рычагов». Китайские руководители постепенно шаг за шагом по мере назревания необходимости строили рынок (институты, конкуренцию, частную собственность) и параллельно поддерживали модернизировали госпредприятия.
Сторонники «шоковой терапии», включающей в себя четыре основных элемента: либерализация цен, либерализация внешней торговли и валютного курса, разгосударствление и приватизация госпредприятий, проведение безинфляционной макроэкономической политики, считают, что этого достаточно для быстрого выравнивания структуры цен до мирового уровня и строительства рыночных институтов, а дальше рынок будет сам регулировать экономические процессы. Последователи шоковой модели понимают, что приватизация госпредприятий неизбежно будет вести к росту безработицы до тех пор, пока частный сектор не начнет абсорбировать избыточную рабочую силу. Поэтому чем короче будет переходный период, тем скорее, по мнению сторонников «шоковой терапии», настанет стабилизация экономики. Например, Джеффри Сакс аргументировал это так: «если вы собираетесь отрезать коту хвост, то лучше сделать это одним махом, чем резать кусочками». Считается, что, так как боль будет кратковременной, политическая оппозиция реформам скоро погаснет, так и не успев привести к отмене реформ.
Китайские сторонники «градуализма» утверждают, что четыре вышеупомянутых элемента «шоковой терапии» не обязательно вводить одновременно и мгновенно.

Они считают, что процесс должен проходить постепенно, сектор за сектором, растягиваясь на многие годы, и в это время роль ударства исключительно велика. «Градуалистский» подход может быть охарактеризован четырьмя принципами.

В зависимости от этапа формирования рыночных механизмов изменялись функции китайского государства и особенно формы их реализации. Прямые методы управления заменялись косвенными, директивное планирование – индикативным планированием и прогнозированием, центр тяжести государственного вмешательства носился с микроэкономического уровня на уровень макроэкономического регулирования и, главное, административные методы регулирования экономических процессов заменялись рыночными.
Второй фактор – значительные ресурсы рабочей силы при постоянном повышении их качества и невысокой зарплате (избыточная рабочая сила на рынке труда позволяла и позволяет удерживать заработную плату на низком уровне). Физический рост населения и перемещение рабочей силы из трудоизбыточных районов в новые точки роста обеспечивали в период 1978–1988 гг. около трети прироста ВВП.
Третий фактор – высокая доля сбережений (% ВВП), дополненная эффективными стратегиями привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь в высокотехнологичные отрасли. По оценкам многих китайских специалистов, инвестиции обеспечивали также около трети прироста ВВП.
Четвертый фактор – открытость экономики, основанная на экспортоориентированной модели развития, предполагающей за счет роста валютной выручки повышение техно- и наукоемкости экономики, освоение новейших информационно коммуникационных технологий, промышленной логистики.
Пятый фактор – выгодноетерриториально-природное расположение. Немаловажное значение в успехах Китая имеет географическое положение его территории. В историческом процессе формирования своей территории экспансия в южном и северо-западном направлении дала стране выход к Тихому океану, на ее территории оказались кратчайшие наземные пути от берегов Тихого океана в страны Европы. Китай располагает третьей в мире территорией (после России и Канады).
На территории Китая находится ряд разнообразных рудных и нерудных месторождений полезных ископаемых (вольфрам, свинец, цинк, ванадий, титан, олово, молибден, никель), а также строительных материалов (гипс, барит, фосфатные руды, слюды, асбест, каолин). По потенциальным гидроресурсам Китаю принадлежит первое место в мире.
Однако в пересчете на душу населения Китай не так уж богат природными ресурсами, особенно водными, лесными и земельными (пахотно-пригодными) ресурсами.

2.2 Новые горизонты китайской экономики в XXI веке

В начале XXI в. Китай продолжает экономическую реформу в стране. Как отмечалось в документах XVI съезда КПК, Китай успешно справился с задачами первого и второго этапов программы «трех шагов», что позволило решить задачу «обогреть и накормить» народ и обеспечить повышение жизненного уровня населения. Началась реализация третьего этапа программы, целью которого является выход на уровень экономически развитых стран.
В результате последовательного выполнения ее задач в Китае к 2050 г. должны быть достигнуты такие стратегические цели, как всесторонняя социалистическая модернизация, необходимая для достижения зрелости социально-экономического развития; значительное повышение статуса страны на международной арене и выход на первое место в мире по совокупной государственной мощи; выход в ряды стран со средним уровнем ВНП на душу населения; создание зажиточной, счастливой жизни длянарода; превращение страны в мощное государство с высоким уровнем материальной, правовой и духовной цивилизации.
В КНР признают многие проблемы, с которыми столкнулась страна при переходе от плановой экономики к рыночной: в наличии противоречие между растущими потребностями народа и отсталым общественным производством, сохраняются большие межрегиональные различия, по-прежнему велика доля бедного населения, увеличивается доля людей пожилого возраста, сохраняются проблемы трудоустройства и социального обеспечения.

На XVI съезде КПК было объявлено, что эти проблемы можно решить только на основе осуществления стратегических задач «третьего шага» модернизации и решения задачи построения «общества достатка».

При разработке экономической политики в последние годы в КНР основное внимание было уделено изменениям совокупного спроса, который был основным фактором формирования тенденций социально-экономического развития страны. В результате такого подхода среднегодовые темпы прироста ВВП в сопоставимых ценах с 1979 по 2003 г. составили 9,4% в год, а за последние пять лет, с 2005 по 2010 г., – 8,0%, в 2011 г. – 9,1%, что значительно выше среднегодовых темпов развития мировой экономики – 3,8%. Таким образом, в XXI в. Китай смог выйти на новые экономические рубежи – 8,940 трлн. юаней в 2010 г. и 11,690 трлн. юаней в 2011 г., то есть выйти на показатель 1,08 трлн долл. по текущему валютному курсу юаня к доллару, не говоря уже об этом показателе по паритету покупательной способности.
В результате в 2011 г. КНР оказалась на шестом месте в мире по объему ВВП, и ее доля в объеме мирового ВВП составила 3,4%. В последние годы по этому показателю Китай обошел Италию и стремительно догоняет такие экономически развитые страны, как Франция и Великобритания. В соответствии с планом развития народного хозяйства КНР до 2050 г. среднегодовые темпы роста ВВП должны составить 7,5% до 2010 г., 6,5% – до 2020 г., 5,5% – до 2030 г., 4,5% – до 2040 г. и 3,5% – до 2050 г. В этом случае нетрудно подсчитать, что в 2010 г. объем ВВП составит 2,226 трлн. долл., в 2020 г. – 4,178 трлн, а в 2050 г. этот показатель достигнет 15,634 трлн. Таким образом, к середине XXI в. Китай в состоянии обогнать США по объему ВВП при сохранении нынешних темпов роста ВВП США – 3,24% в год и при выполнении намеченных темпов роста ВВП Китая до 2050 г.

Заключение

По итогам написания реферата на тему «Китайский опыт реформирования экономики», мною были сделаны следующие выводы:
концепция экономических преобразований в КНР прошла путь от классической «рационализаторской» реформы наподобие той, попытки проведения которой предпринимались с середины 1960-х годов в Советском Союзе и ряде стран Восточной Европы, до ориентации на создание и совершенствование системы социалистической рыночной экономики.
Китай благодаря осуществлению политики реформ и открытости по совокупной экономической мощи вышел на 2-е место в мире. Среднегодовые темпы экономического роста в Китае с 1978 по 2008 год составили 9,3%. Таким образом, ВВП удваивался каждые 7,5 лет. В 2011 году объем ВВП (по КНВ) превысил $5.9 трлн., после чего хозяйство страны поднялось до качественно нового уровня развития. В тоже время ВВП (по ППС) составлял 5, 84 трлн. За время реформ производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда – в 3,6 раза. За этот период в стране покончено с дефицитом товаров, в основном завершен процесс совмещения плановой экономики и экономике рыночного типа (что и являлось главной задачей). Значительно увеличились доходы китайских семей, повысился уровень образования, средняя продолжительность жизни достигла 71,4 года. Золотовалютные резервы (ЗВР) Китая во II квартале 2011 года выросли на $152,8 млрд. — до $3 трлн. 197 млрд. В предыдущем квартале данный показатель составлял $3 трлн. 44 млрд., увеличившись за последние 13 лет более чем в 45 раз. В области сельского хозяйства КНР сейчас лидирует по объему производства зерновых, мяса, хлопка, земляных орехов, фруктов, а в промышленной сфере – по производству стали, угля, цемента, химических удобрений и телевизоров.
Однако вряд ли те или иные недочеты и просчеты концепции экономической реформы в Китае могут бросить тень на кропотливую фундаментальную работу экономистов – ученых и практиков, проделанную подчас в непростых политических условиях и в конечном счете оказавшуюся в намного большей степени востребованной обществом, чем аналогичные наработки в бывшем Советском Союзе. Разработка концепции экономической реформы явилась и продолжает оставаться важной составной частью общего процесса поиска путей социально-экономического развития Китая в XXI веке.
Что можно сказать о самих китайских реформах в целом? Коротко, это действительно кнут и пряник. Пряник – постоянное расширение прав в сфере ведения хозяйственной деятельности, приветствие привлечения новых технологий, а с другой стороны – неусыпный государственный контроль далеко не только в идеологической сфере. Редко где еще встретишь такое количество предпринимателей, торговцев, мелких и средних частных производителей, настолько спокойно мирящихся с государственной политикой весьма жесткого ограничения поляризации доходов, способной создать со временем могучий частно монополистический сектор экономики и взорвать идеологический каркас существующей в КНР социально-экономической системы.
Несмотря на многие элементы рыночных отношений, китайская экономика не является рыночной и не может в обозримом будущем ею стать. Строительство социализма с китайской спецификой по мнению многих макроэкономистов, в том числе и китайских, зашло так далеко, что интегрироваться эта национальная экономика в мировое рыночное хозяйство в одночасье и с сохранением социалистической идеологии почти наверняка неспособна. А вместе с тем эта идеология, несмотря на все более смелые переоценки марксистско-ленинских постулатов, является скелетом социально-экономической структуры КНР.

Список используемой литературы.

1.Актуальные проблемы экономики КНР [статья] // РАН. Ин-т Дальнего Востока. – М., 1999. – 155 с.

2.Бергер Я.М, Становление инновационной экономики в Китае // XVII съезд КПК и проблемы социально-экономического развития КНР на современном этапе. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2013.

3.Бутенко А.П. Рыночные реформы в России и Китае: сходство целей и различие результатов/ А. Бутенко // Рос. экон. журнал. – 2013. – №9

4.http://expert.ru/2012/02/20/rekord-po-kitajski/

5.Хамицаева А. С. Проблемы в экономике Китая. – М.: 2009. – С. 54–60