Уверен, что подавляющему большинству ничего не скажет имя человека, вынесенное в заглавие. Мы не знаем своих собственных звёзд предпочитая знать звёзд западных. Я и сам, в общем-то, такой же потому и пишу во множественном числе. В годы перестройки начало формироваться мнение о том, что кроме русского рока у нас не было другой музыки, а слушать советскую эстраду может только нездоровый человек. Если кто-то считает, что я перегибаю палку, то с удовольствием послушаю альбом каверов от наших рок групп. Кроме Егора Летова никто из наших хвалёных рокеров не пытался исполнять советские песни. И это о чём-то говорит.
Меж тем советские ансамбли это огромный мир, заслуживающий пристального внимания. Ни в коем случае не собираюсь говорить о том, что сейчас кто-то будет слушать все эти старые записи, но зато документальный цикл о целой эпохе люди посмотрели бы. Я бы и книгу с удовольствием почитал бы, но ничего подобного мне никогда не встречалось. И чем дольше живу, тем сильнее убеждаюсь в том, что вряд ли встретиться. Поговорим же мы сегодня о таком человеке как Валентин Дьяконов.
Этот музыкант родился в Москве где, будучи ещё школьником, увлёкся творчеством группы ««The Beatles». Нам ведь до сих пор любят рассказывать сказки о недоступности западной музыки в Советском Союзе, но вот перед нами пример обычного школьника не из семьи посла или партийца который спокойно где-то доставал хорошую музыку. За его плечами имеется музыкальная школа, но после получения аттестата он поступил в техникум связи. Карьера музыканта не была перспективной, а кормить семью после ухода отца надо было. По распределению Дьяконов оказался в одном из советских НИИ, но тяга к музыке перевесила, и параллельно с работой в институте он продолжал заниматься самодеятельностью. Самодеятельность и привела его на сцену одного из советских кафе. А там в свою очередь его заметили и пригласили на прослушивание в группу «Самоцветы». Так и началась его карьера на советской эстраде.
Проработав в «Самоцветах» несколько лет Валентин Михайлович перешёл в ВИА «Пламя», чьё фото как раз выше. Ну и параллельно он все-таки окончил музыкальное училище. В Советском Союзе на сцене без профессионального образования делать было нечего и качество музыки, созданное в то время, намекает нам на это. Другой вопрос, что с расцветом перестройки молодые рокеры куда лучше владели маркетингом. Но вы попробуйте послушать записи, например группы «Телевизор» из 80-х и сразу же станет ясно, что слушать сейчас это невозможно. Тогда как те же «Самоцветы» и сейчас звучат как минимум занятно.
Однако самое интересное заключается в том, что к началу 80-х годов Дьяконов вспомнил ещё и то чему его учили в техникуме. Он смог собрать свою собственную студию, где записывались такие мэтры как Вячеслав Малежик и Александр Серов. Опять же очередная нерассказанная история нашей культуры. Вообще об устройстве нашей звукозаписи во времена СССР я ничего не встречал толкового. Понятное дело, что это узкая специализация, но без сомнений свой любознательный читатель нашёлся бы и для этой темы.
Говоря же о Валентине Михайловиче, не могу не отметить, насколько он был разносторонним и целеустремленным человеком. Тем более кроме создания собственной студии он ещё и изготавливал музыкальные инструменты по своим чертежам.
Было в его карьере и сотрудничество в качестве звукорежиссёра с Юрием Антоновым, работал он на сцене и с Ольгой Зарубиной. Ну и с «Самоцветами» выступал до начала 00-х годов. Вот только с приходом нового тысячелетия из мира музыки, куда так стремился попасть он ушёл. Последний раз на сцену он выходил в 2006 году для выступления в юбилейном концерте «Самоцветов». Больше к музыке он не возвращался.
Сейчас музыкант и звукорежиссер ведёт замкнутый образ жизни и категорически избегает публичности. Я не нашёл никаких его интервью или современных фотографий. Не так уж много рассказывают и его бывшие коллеги по сцене. Известно лишь, что он в самом начале 00-х годов получил травму головы, но после неё он восстановился. Потому что в том же 2006 году обновил свою дискографию и даже выпустил пару сборников своих записей. Только по какой-то неизвестной причине продолжать заниматься музыкой он не стал. А ведь как минимум у него есть колоссальный опыт работы в студии. Только вот передавать его, видимо оказалось некому. Сейчас же все работают с компьютерами, а он мастер из старой школы.
Как-то примерно так и уходит в небытие история нашей собственной культуры. Пока все носились с передачами и статьями о рок клубах, страна успела потерять огромный пласт самобытной музыки советских ВИА. И я не уверен, что когда-нибудь эта история будет рассказана. Ведь не так уж много осталось живых свидетелей и создателей той эпохи. А те, что есть, возможно, просто брезгуют общаться с современными журналистами.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.