6K подписчиков

Офис будущего: в каких условиях работа становится комфортной?

Удаленкой и печеньками в офисе уже никого не удивить — и это логично. Комфортные условия для работы стали не менее важным атрибутом, чем уровень дохода, адекватность руководства и сфера деятельности. Все мы хотя бы раз видели офисы IT-гигантов, в которых есть все: от бесплатного энергетика до кровати, в которой можно поспать на обеде. У многих возникает мысль — зачем на работе такой уровень комфорта?

Фото: Pexels
Фото: Pexels

На самом деле, идея офиса будущего возникла еще при популяризации IT: офисы Силиконовой долины стали одними из первых, в которых практикуется теннисный корт, пуфики, пинг-понг, мягкие диваны, набор фруктов и газировки в холодильнике на каждом этаже и мобильные рабочие места. Но у такого офисного пространства были 2 стороны одной медали:

  1. Первая сторона — позитивная: люди, погруженные в сложную техническую работу, всегда могли отвлечься, отдохнуть, переключить свое внимание и чувствовать себя комфортно. Из-за того компании стремились к минимизации вертикальной иерархии и домашней обстановке. Все уровни сотрудников могли существовать в адекватной и здоровой коммуникации, вне зависимости от регалий и чинов.
  2. Вторая сторона связана с выгодой работодателя. Находясь в таком уютном, почти домашнем пространстве, у работника просто теряется граница между работой и личной жизнью. Это влечет за собой постоянные задержки на работе, иногда даже до ночи, изоляцию от семьи или потерю интересов ко всему, кроме работы. Хорошо, если человек и правда настолько заинтересован в своей отрасли, что она составляет костяк его личности, не очень хорошо, если это вынужденная мера из-за плохого тайм-менеджмента и навязанного комфорта.

Тем не менее, тренд уютного и человечного офиса поддержала, не побоимся этого сказать, вся планета. И даже консервативные сферы внедряют в свою работу удаленный формат, современные тренды архитектуры и дизайна и заботу о сотрудниках. Итак, давайте разберем главный тренд настоящего и будущего — гуманизм.

В чем смысл гуманного подхода к работе?

Объяснить тренд, на самом деле, очень просто: и сейчас, и в ближайшем будущем, процент человеческого фактора, людей, которые работают на любую сферу очень высок. Костяк компаний до сих пор составляют люди, несмотря на всеобщую автоматизацию. И главное отличие человека от машины — это наличие эмоций, переживаний, потребность в признании и удовлетворении как базовых, так и сверхпотребностей. С учетом того, что на работе мы проводим более 70% нашего времени, сделать из скучного и душного офиса пространство, в котором мы реализовываем себя — очень важно.

Фото: Pexels
Фото: Pexels

Не менее важно понимание работодателя того, что удовлетворенный сотрудник — это не просто часть механизма, а потенциал, амбиции и решения, которые принесут пользу бизнесу. В нынешних реалиях, с учетом высокой конкуренции, очень сложно выполнять KPI только за счет дисциплины и строгости. Безусловно, мы не поднимаем тему найма — подобрать человека, который будет ответственным и честным при бОльшем уровне свободы — это самое важное. Но что же еще способствует повышению работоспособности?

Гуманизм как идея бирюзовой компании (организация, где иерархия заменена адекватной коммуникацией, KPI — совместными решениями, а руководство — коучингом) связан в том числе со сменой поколений. Там, где человеку советской закалки будет привычно и комфортно работать, поколения Y и Z уже вряд ли разделят такой подход к труду. Гуманность связана с уровнем осознанности в мире: осознанным потреблением и уважением к природе, осознанием своего ограниченного времени (и вытекающим нежеланием тратить его на то, что приносит дискомфорт), пониманием и принятием своих проблем и эмоций, уважением, которое нужно доказать или заслужить, а не являющимся фактом системы. Если говорить о пространстве, то здесь тоже все взаимосвязано: обед по расписанию в соседней столовой не выглядит перспективным тумблером для мозга — ему нужно отдыхать и отвлекаться интереснее и комфортнее.

Если мы немного углубимся в историю, то увидим логичность такого подхода к работе: в советское время большинство трудоспособных граждан были задействованы в физическом труде: заводы, промышленность и другие сферы. Сейчас работа большинства связана с информацией: мы ни в коем случае не обесцениваем ручной труд, но отдых для мозга и отдых для тела в корне отличаются (кстати, идея с доступными программами массажа, душевыми кабинами и мягкой мебелью в зонах отдыха на производствах — очень гуманная и правильная).

Гуманное отношение — это понимание и принятие того, что даже при большом желании, мозг человека нельзя использовать на износ (да, в том числе ради компании :)). Ему необходимы: отдых, смена фокуса, коммуникация или частичная изоляция при высокой нагрузке. И сделать это можно в том числе за счет правильно спроектированного пространства.

Какие условия для этого нужны?

Одно из ключевых правил комфортного пространства — это зонирование. Несмотря на то, что большинство современных офисов перешли на формат open space, где каждый может расположиться в удобном месте и видеть коллегу из другого отдела через пару столов, создание функциональных зон — отличная идея для отдыха мозга.

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

Например, рабочие места можно сделать в популярном формате, но при этом иметь отдельное пространство для отдыха, обеда и генерации идей.

Британский архитектор Азиф Хан, основатель одноименной студии и автор многих популярных сооружений, внедрил в свой офис необычное решение: он оставил целую стену под скалолазание. Вот, как он это объяснил:

Ожидания от рабочего пространства действительно изменились. Поделюсь своим опытом: мы переделали одно из пространств в нашей студии в рекреационное, и теперь там есть большая стена для скалолазания. Можно прийти, переобуться и начать покорять вершины — и в этот момент попадать в абсолютно другое ментальное состояние, отличное от того, когда ты работаешь. И такое поощрение альтернативных активностей — это наш способ заботиться о благополучии и здоровье сотрудников. Если раньше я полагал, что они должны заниматься этим в свое личное время и в личном пространстве, то теперь как руководитель команды я чувствую ответственность за них настолько, чтобы и в пределах рабочей среды у них было место для заботы о себе.

Перед нами пример адекватного гуманного подхода к работе: ключевая мысль заключается в том, что сотрудники не перестают быть людьми, переходя порог офиса. Они не превращаются в механизм по воле руководства, а работают, оставаясь личностями со своими эмоциями и переживаниями.

Еще один важный фактор в проектировании пространств — это возможность развития и индивидуализации. Будь то выданный ноутбук, папка для документов, пропуск в бизнес-центр — у сотрудника должна быть возможность стилизовать любой предмет, с которым он взаимодействует на работе на постоянной основе, под свои характер и вкусы. Эта частичка гуманизма позволяет человеку чувствовать себя не просто гайкой в большой системе, а оставаться личностью, которую ценят и уважают.

Фото: Pexels
Фото: Pexels

Развитие сотрудника зависит в первую очередь от доступности знаний. Многие большие компании открывают целые библиотеки и учебные центры в своих офисах, и это прекрасно. Теперь, чтобы подтянуть компетенцию или какой-нибудь скилл, совсем не обязательно записываться в кадрах на обучающие программы — знания доступны в соседнем кабинете или специальной зоне. Такой подход попросту исключает сложность в получении знаний, минимизируя бюрократию и действия сотрудника.

Фото: Pexels
Фото: Pexels

В офисах также очень важны правильно спроектированный свет: как естественный, так и искусственный; доступность еды и воды, удобство мебели: столов, стульев, диванов, переговорок; наличие свободного пространства, цветовая гамма и фактуры материалов, использованных в помещении. Все это формирует комфортную среду для реализации своих амбиций, выполнения планов и поддержания хорошего здоровья, необходимого каждому человеку.

А какие офисные пространства нравятся вам? Пишите в комментариях!