Найти тему

Сделано на Дальнем Востоке. Как в России строят краболовы

3,3K прочитали

Как и откуда появляются свежие крабы на прилавках магазинов и в меню ресторанов знают на Дальнем Востоке. Ведь именно там по государственной программе инвестиционных квот сейчас идёт строительство уникальных судов, которые ходят по морям, чтобы радовать всех любителей полезных морепродуктов. Как это удается резиденту Свободного порта (СПВ) — расскажем в нашей статье.

Как и откуда появляются свежие крабы на прилавках магазинов и в меню ресторанов знают на Дальнем Востоке.

Этот гордый красавец в лучах солнца — краболов «Дмитрий Коноплёв». В сентябре 2022 года его спустили на воду на Находкинском судоремонтном заводе, который является резидентом СПВ. И уже в ближайшее время заказчик строительства судна — группа компаний Антей — отправит его в путь за крабами.

— Заказчик планирует эксплуатировать суда в морях Северного бассейна, а также в Охотском и Беринговом морях, — говорит наш собеседник Владимир Владимирович Наумчак, первый заместитель генерального директора, директор по судостроению НСРЗ. — Летом 2023 года мы планируем передать заказчику 3 судна, 3 судна спустить на воду и 2 судна переместить на достроечный слип.

Как и откуда появляются свежие крабы на прилавках магазинов и в меню ресторанов знают на Дальнем Востоке.-2

8 судов проекта CCa5712LS построят на НСРЗ в рамках программы господдержки «квоты под киль». Смысл в том, что рыболовецкая компания получает квоты на вылов морепродуктов взамен инвестиций. То есть, чтобы ловить рыбу, нужно вложиться в строительство российского рыбопромыслового судна.

С введением этой госпрограммы 20% от всех квот на вылов морепродуктов становятся «инвестиционными». Каждая рыболовецкая компания, обладающая такими квотами, автоматически обязалась в течении 5 лет заказать для себя новые траулеры и краболовы на российских верфях.

Как и откуда появляются свежие крабы на прилавках магазинов и в меню ресторанов знают на Дальнем Востоке.-3

— В апреле 2020 года завод в рамках государственной программы «квоты под киль» заключил 8 судостроительных контрактов. Общий размер инвестиций по этой программе 13 544 000 000 рублей, — продолжает разговор Владимир Владимирович.

CCa5712LS — это новый проект, аналогов которому в мире нет. Уникальность таких краболовов в том, что краб перевозится в живом виде в клетях, в RSW танках.

Как и откуда появляются свежие крабы на прилавках магазинов и в меню ресторанов знают на Дальнем Востоке.-4

— На судах нет оборудования для переработки краба, — говорит Владимир Владимирович. — Краба вылавливают, сортируют и перевозят в живом виде. На судне установлено оборудование системы охлаждения и очистки морской воды в RSW танках. И рассчитаны суда на перевозку 100 тонн морепродуктов.

Находкинский судоремонтный завод — единственный завод в России, где одновременно строится восемь краболовных судов одного типа. От момента начала строительства до спуска на воду проходит немало времени: срок строительства судна составляет 2 – 2,5 года. Корабелы утверждают, что ходить судам по морям 35 лет. И на данный момент, как говорят судостроители, программа господдержки стала спасением для отечественного флота.

Как и откуда появляются свежие крабы на прилавках магазинов и в меню ресторанов знают на Дальнем Востоке.-5

— Это новая программа, которой не было ни в России, ни в СССР последние сорок лет. В советское время флот строился в основном на территории союзных республик, поэтому у отечественных верфей на старте не было необходимых компетенций. При этом краболовное судно, с точки зрения сложности, сравнимо со строительством военного корабля. Компетенции нарабатываются совместно с заказчиками-рыбаками.

Как и откуда появляются свежие крабы на прилавках магазинов и в меню ресторанов знают на Дальнем Востоке.-6

20 июня 2023 года Находкинский судоремонтный завод (НСРЗ) отметил 72-летие. На заводе трудятся, как местные жители (есть и целые династии), так и приезжие. Сейчас здесь реализована программа привлечения работников вахтовым методом с обеспечением проживания, бесплатного питания и компенсацией проезда.

Как и откуда появляются свежие крабы на прилавках магазинов и в меню ресторанов знают на Дальнем Востоке.-7

— Будущее завода мы видим в привлечении новых заказов, как в судоремонте, так и в судостроении. В День кораблестроителя мы заложили 14 килей судов краболовов, — говорит Владимир Наумчак. — Дальний Восток необходимо развивать и основной путь развития — это поддержка государства.

Как и откуда появляются свежие крабы на прилавках магазинов и в меню ресторанов знают на Дальнем Востоке.-8

И немалую роль в этом играет статус резидента преференциального режима СПВ.

Его условия включают обнуление ставок по налогам на прибыль, землю и имущество на срок от 3 до 5 лет, сокращение тарифа на страховые взносы — вместо 30% резиденты платят всего 7.6%. Также предпринимателям оказывается юридическая, консультативная помощь, предусмотрена возможность применения процедуры свободной таможенной зоны и привлечения иностранной рабочей силы без ограничений. Отличные возможности для тех, кто развивает родной край и радеет за то, чтобы как можно больше людей могли насладиться вкусом дальневосточного краба.