2. Женоненавистник и достойная жена? Да вроде бы нет.
Абрам Ганнибал женился на Евдокии Диопер и забрал ее с собой в городок под названием Пярнов, куда его отправили по долгу службы. Супружеская жизнь не заладилась, но, прежде чем переходить к самому важному, поговорим сначала об "африканских страстях" Ганнибала.
Именно африканский характер Ганнибала обычно винят в сложившейся ситуации. Дескать, что взять с этих негров, всем же известны их вечные перепады настроения и необузданная жестокость. Правда, в последнее время все же появилось и друге мнение - предки А . С. Пушкина по отцовской линии бывали страшно жестоки к женам, а значит, дело не в расе, а во времени.
Вот только почему-то никто из пишущих про "африканские страсти" не ставит под сомнение, что Абрам Ганнибалом был именно женоненавистником и домашним тираном.
как неуживчивого и вспыльчивого человека Ганнибала описывали главным образом его сослуживцы, и по деловой переписки исследователи давно пришли к выводу, что на самом деле дело было в обычных деловых дрязгах. Арап Петра Великого слыл человеком неподкупным и крайне въедливым, такой неприятен и подчиненным, и начальникам.
О его отношении к женщинам кое-что говорят два факта о его второй жене Христине.
Во-первых, она была лютеранкой и до самой смерти ею оставалась. Ганнибал не заставил ее сменить религию, хотя это несло ему дополнительные проблемы. Более того, сохранилось прошение пастора лютеранской общины, от имени супругов разыскивающего учителя французского для их сына. Этот человек прямо говорит о Христине как о члене общины, то есть, Ганнибал и от единоверцев ее не изолировал.
Во-вторых, Ганнибал по завещанию оставил ей все. Не законную 1/7 вдовью долю, а все. Его сыновья могли вступить в наследство только после смерти матери.
Что же Евдокия, которую так любят представлять несчастной жертвой ревности?
3. Измена длиною в год и покушение на убийство мужа
"В воскресенье в Великом посту 1731" в доме мещанки Морши (Мор) Евдокия познакомилась м кондуктором Шишковым, который в карты выиграл у нее поцелуй. Между молодыми людьми завязались отношения, которые были раскрыты в феврале 1732 г. Это, однако, показания Евдокии, Шишков утверждал другое:
Когда де оная капитанша была в вышеозначенном Моровом дворе, то он с нею играл в карты и, быв королем, целовать ее, капитаншу, заставливал, и потом по призыву ее, капитанши, через писаря Тимофеева в дом к ней приходил и учинил с нею блуд токмо один раз, а об отраве мужа ее, помянутого капитана Петрова, ей не говаривал.
Отправной точкой бракоразводного дела стал некий скандал. Одни считают, что это было рождение белого ребенка, другие - подозрение в планировании убийства нелюбимого мужа.
4. Был ли ребенок?
В семейных преданиях Ганнибалов и Пушкиных упоминается девочка от Шишкова, в бракоразводном деле - нет. Вполне возможно, что потомки Абрама Ганнибала просто перепутали мужчин Евдокии - она действительно родила белого ребенка, но гораздо позже, в 40-х годах, когда с мужем уже не жила и завела себе другого любовника.
5. Было ли намерение отравить мужа?
Попытки не было наверняка, так как об этом обязательно бы где-то упоминалось. Речь идет о разговоре Шишкова и Евдокии, в ходе которого Шишков подначивал знакомую избавиться от мужа купленным в аптеке средством.
О разговоре, судя по всему, донесли мещанка Мор (та самая Морша) и ее дочь. Шишков и Евдокия все отрицали.
Итак, бракоразводное дело продлилось аж до 1753 г. Немалую часть этого времени Евдокия просидела в Госпитальном доме (фактически, в тюрьме). Датой, когда ей разрешили переехать к семье, считается 1743 г., хотя и это неточно.
Ганнибала периодически обвиняют в том, что он намеренно затягивал дело, чтобы жена подольше помучилась в застенках. Тес не менее, никто почему-то не уточняет, каким образом. Кроме того, у Ганнибала был весомый мотив не церемониться с этим делом - он ведь хотел жениться на Христине. Вероятнее, тут следует скорее винить судебную систему, в которой не была толком предусмотрена процедура развода.
Первое решение по этому делу было принято военным судом в 1733 г. Данный "аттестат" , как его называли, был слабой юридической силы. После обращений со стороны обоих супругов в 1749 г. было принято решение петербургского архиепископа Феодосия. Окончательное решение приняла Санкт-Петербургская консистория 9 сентября 1753 г.
Уже по самим "инстанциям" понятно, как обстояли в России дела с разводами.
Желая оспорить первый "аттестат", Евдокия подала челобитную, написанную неким дьяком с ее слов. Данная челобитная и содержит знаменитые рассказы о мучителе-Ганнибале.
Сне не приходилось слышать ни о каких экспертизах или свидетельских показаниях, подтверждавших это.
Так почему все верят Евдокии Ганнибал?
Продолжение следует...