Хочется выразить благодарность репортеру Дэвиду Погу (David Welch Pogue) и мексиканскому блогеру @alanxelmundo (Alan Estrada Gutiérrez).
Без их интервью подробности технических решений Титана остались бы мне неизвестны.
ПЛАТФОРМА ЗАПУСКА
Платформа запуска и восстановления имеет четыре герметичный отсека, по словам Раша "...с большими дырками на дне...".
На палубе расположены:
- два длинных короба для лыж аппарата;
- Крепления для лыж: спереди фиксированные скобы, сзади съёмные крепления;
- Две конструкции с направляющими для лыж аппарата при посадке;
- Четыре высоко установленных белых емкости с воздухом высокого давления для продувки затопляемых отсеков платформы;
- Пластина для скольжения опоры передней полусферы;
- Четыре клапана для выпуска воздуха из отсеков при погружении;
- Герметичный отсек для оборудования управления погружением и всплытием платформы (связь, питание, автоматика);
- Акруаторы Trim Tab Systems от "Bennett Marine" - электроприводы транцевых досок модифицированные для управления клапанами продувки отсеков;
- Штормовые крепления (скобы, серьги, проушины) для аппарата;
- Надувные камеры BFGoodrich (со слов Раша);
СИНТАКТИЧЕСКАЯ ПЕНА
Со слов Раша синтактика в поплавке на 15 000 $. В 2021 поплавок был некрашеные, оранжевый. Закреплён стальными шпильками, уголками и пластинами.
В 2022 поплавок без демонтажа покрасили в белый цвет.
В середине сезона добавили несколько блоков некрашенного синтактика;
ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОЕ ПОКРЫТИЕ
Цилиндр из углеродного волокна и места склейки с переходными кольцами снаружи имеют волонепроницаемое покрытие из полиуретанового эластомера используемого военными. Возможно под слоем полиуретана расположены ультразвуковые излучатели системы контроля корпуса. А в пространстве за декоративным корпусом приёмники системы контроля;
АВАРИЙНЫЙ БАЛЛАСТ
Аварийный балласта состоит из двух "пирамидок" (по одной на каждый борт) свареных из шести обрезков труб:
По словам Раша длина труб 28" (71 см) и они "...весят около 37фунтов (17 кг)..."
Судя по всему большая труба ~108х10 мм (4"), её вес в пересчёте на длину 17кг.
Меньшая труба похоже 76х10 (3"), её вес в пересчёте на длину 12кг.
Выходит, что суммарный вес аварийного балласта 6 х 29 кг = 174 кг.
Сброс гидравлическим насосом установленым в прочном корпусе.
При штатном всплытии они остаются на аппарате.
АВАРИЙНЫЙ СБРОС ШАССИ
На переходных кольцах закреплены фрезерованные (из титана?) конструкции с проушинами:
Предположительно в этих местах происходит рассоединение корпуса с клеткой от стоек шасси.
На конструкции фрезерованные надписи:
ГИДРОНАСОС СБРОСА АВАРИЙНОГО БАЛЛАСТА
Аварийный сброс "трех труб" и "шасси" само собой предполагает наличие очень надёжного механизма исключающего случайное срабатывание.
Именно поэтому эти операции производятся с помощью гидронасоса с ручным приводом расположенного в служебной части гондолы. Рабочее давление насоса 10000 psi (680атм).
Кран имеет три положения:
- Сброс шасси
- Выкл
- Сброс балласта:
МАСЛОНАПОЛНЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
Для защиты электрооборудования (командные сферы, клемные коробки, электродвигатели, разъёмы и кабели) от попадания морской воды они заполнены маслом под давлением всегда превышеющем внешнее на 5psi (0,34 атм). Т.е. если наружнее давление 6000psi (408атм), то давление масла в командной сфере 6005psi.
КОМАНДНЫЕ СФЕРЫ
Для командных сфер использованы стеклянные сферы и защитные кожухи от LF-транспондеров IXBLUE OCEANO ET861G.
Сфера состоит из двух стеклянных половинок. Толщина стекла 0,75" (19мм).
На сфере левого борта удалось разглядеть антенну WIFI:
ГИДРОНАСОСЫ КОМПЕНСАТОРОВ
Для работы системы компенсации внешнего давления на борту есть два гидронасоса.
Скорее всего пневматических, т.к. я обратил внимание, что аппарат под водой оставляет цепочку воздушных пузырей:
Это отработанный воздух высокого давления используемый для привода гидронасосов, т.к. малая ёмкость аккумуляторов аппарата не допускает электропривод.
Насос правого борта стоит рядом с пневмораспределителем.
🖼
Насос левого борта виден на обломках клетки. Вот ещё кадр:
ВОЗДУШНЫЙ БАЛЛОН ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
Большая чёрная сосиска на наклонной трубе.
Рабочее давление 10000psi.
Обеспечивает работу системы компенсации давления, а в случае выхода из строя электрической системы, воздухом из баллона можно заполнить воздушный мешок.
Фото обломков. Если присмотреться то видно что баллон БОЛЬШОЙ. И занимает место между двумя аккумуляторами.
Вывод однозначный, на борту Титана всего две батареи аккумуляторов.
ПЛАВУЧИЙ МЕШОК
По словам Раша "...этот черный баллон высокого давления сзади подает в сумку воздух под давлением 10 000 фунтов на квадратный дюйм. Только тогда я смогу наполнить сумку на ⅔ на глубине Титаника. Когда он достигает 3000 м, она полностью заполняется и становится еще больше на поверхности ..."
Раш стоит у левого борта, крутится, приседает, заглядывает в разные щели... и говорит :
"...Вы можете вернуться с этой плавучей сумкой, нижняя часть которой, как вы видите...в основном... представляет собой мешок...."
Короче говоря непонятно где этот спасательный воздушный мешок.
АККУМУЛЯТОРЫ ictineu
Размер клетки терретически позволяет расположить 4 блока батарей по 10,36 кВтч шириной 275mm. Но ящик стоят в месте где клетка сужается и четыре не поставить.
На фото обломков видно два аккумулятора и пустое пространство как бы для третьего.
Пока останавливаясь на трех аккумуляторных батареях 150В 70Ач.
Ибо два аккумулятора на 10 часов это совсем грустно.
МЕШКИ АВАРИЙНОГО БАЛЛАСТА
Мешки с натугой поднимал Д Поуг.
Размер мешка ориентировочный по кулаку:
Высота 11" (28 см)
Диаметр 5" (13 см)
Каждый мешок имеет прочный шнур (паракорд?) и карабин. Через систему направляющих мешки подвешиваются за "пирамидками". Шнуры от всех мешков уходят к поперечине задних стоек.
Я так и не понял где расположен узел крепления который должен разрушиться после пребывания в воде в течении 16-24 ч.
На мешках надписи, это вес в американских фунтах:
В среднем вес мешка 35 фунтов.
Это около 1 пуда (15,9кг),
Таких мешков не меньше 8.
Суммарный вес мешков 130кг.
Что в мешках не понятно, Раш говорит о металлической дроби, а Бингхэм говорит о песке.
В мешке такого размера дроби будет почти 30кг, а песка до 10кг .
Пока считаю что в мешках смесь песка и дроби.
СКАТЫВАЕМЫЙ БАЛЛАСТ
Очень интересный рассказ Раша:
"...Это 28-дюймовая стальная (водопроводная?) труба. весит 37 фунтов .... вы вводите её (в конвейер?)... и (электрический?) привод запускает зубчатый механизм который может сбрасывать их одну за другой..."
Под днищем корпуса есть дугообразные направляющие (см. ч10) в которые вероятно загружаются 6 труб длиной 71см.
Момент который я перевёл следующим образом:
"...чтобы она спустилась, мы используем 6 грузов. Мы оставляем 4, чтобы остаться на плаву..."
Речь скорее всего о том , что достигнув нужной глубины пилот сбрасывал зубчатым механизмом одну или две трубы, чтобы снизить скорость или получить нулевую плавучесть для облёта "Титаника".
А чтобы всплыть пилот сбрасывает остальные 4 трубы.
ГРУЗЫ КРЕНА И ДИФФЕРЕНТА
При погружениях к Титанику грузы подковы использовались.
Вот кадр, лето 2021 года:
Семь грузов на левом борту. На глаз по 20кг.
Предположительно, чтобы сбросить именно эти грузы-подковы надо накренить корпус аппарата.
ВХОДНОЙ ЛЮК
По периметру фланца кольца и купола расположены 18 отверстий:
Закрывался на 18 болтов с гайками:
ИЛЛЮМИНАТОР
Имеет диаметр 21", толщину 7" и вес 80 фунтов.
Система динамического подводного лазерного сканирования 2G Robotics ULS-500 PRO
Система 2G собирает данные в режиме реального времени и предоставляет пользователям 3D-модели целей и окружающей среды с точностью до сантиметра.
Видно как работает система:
Вот работа этой системы на Титане: