Найти тему
Mыcли vs Cлyx

Устройство батискафа "Титан" часть 16 Мелкие подробности (v7.19)

Хочется выразить благодарность репортеру Дэвиду Погу (David Welch Pogue) и мексиканскому блогеру @alanxelmundo (Alan Estrada Gutiérrez).

Без их интервью подробности технических решений Титана остались бы мне неизвестны.

ПЛАТФОРМА ЗАПУСКА

Платформа запуска и восстановления имеет четыре герметичный отсека, по словам Раша "...с большими дырками на дне...".

На палубе расположены:

  • два длинных короба для лыж аппарата;
  • Крепления для лыж: спереди фиксированные скобы, сзади съёмные крепления;
  • Две конструкции с направляющими для лыж аппарата при посадке;
  • Четыре высоко установленных белых емкости с воздухом высокого давления для продувки затопляемых отсеков платформы;
  • Четыре черных буя JIM BUOY для обозначения места погружения;
  • Пластина для скольжения опоры передней полусферы;
  • Четыре клапана для выпуска воздуха из отсеков при погружении;
  • Герметичный отсек для оборудования управления погружением и всплытием платформы (связь, питание, автоматика);
  • Акруаторы Trim Tab Systems от "Bennett Marine" - электроприводы транцевых досок модифицированные для управления клапанами продувки отсеков;
  • Штормовые крепления (скобы, серьги, проушины) для аппарата;
  • Надувные камеры BFGoodrich (со слов Раша);

СИНТАКТИЧЕСКАЯ ПЕНА

Со слов Раша синтактика в поплавке на 15 000 $. В 2021 поплавок был некрашеные, оранжевый. Закреплён стальными шпильками, уголками и пластинами.

В 2022 поплавок без демонтажа покрасили в белый цвет.

В середине сезона добавили несколько блоков некрашенного синтактика;

ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОЕ ПОКРЫТИЕ

Цилиндр из углеродного волокна и места склейки с переходными кольцами снаружи имеют волонепроницаемое покрытие из полиуретанового эластомера используемого военными. Возможно под слоем полиуретана расположены ультразвуковые излучатели системы контроля корпуса. А в пространстве за декоративным корпусом приёмники системы контроля;

АВАРИЙНЫЙ БАЛЛАСТ

Аварийный балласта состоит из двух "пирамидок" (по одной на каждый борт) свареных из шести обрезков труб:

На трубе надпись 24 pcs (шт).
На трубе надпись 24 pcs (шт).

По словам Раша длина труб 28" (71 см) и они "...весят около 37фунтов (17 кг)..."

Судя по всему большая труба ~108х10 мм (4"), её вес в пересчёте на длину 17кг.

Меньшая труба похоже 76х10 (3"), её вес в пересчёте на длину 12кг.

Выходит, что суммарный вес аварийного балласта 6 х 29 кг = 174 кг.

Сброс гидравлическим насосом установленым в прочном корпусе.

При штатном всплытии они остаются на аппарате.

АВАРИЙНЫЙ СБРОС ШАССИ

На переходных кольцах закреплены фрезерованные (из титана?) конструкции с проушинами:

Конструкция имеет клинообразный выступ, на стойке мощная головка с ответным пазом.
Конструкция имеет клинообразный выступ, на стойке мощная головка с ответным пазом.

Предположительно в этих местах происходит рассоединение корпуса с клеткой от стоек шасси.

На конструкции фрезерованные надписи:

-3

ГИДРОНАСОС СБРОСА АВАРИЙНОГО БАЛЛАСТА

Аварийный сброс "трех труб" и "шасси" само собой предполагает наличие очень надёжного механизма исключающего случайное срабатывание.

Именно поэтому эти операции производятся с помощью гидронасоса с ручным приводом расположенного в служебной части гондолы. Рабочее давление насоса 10000 psi (680атм).

Кран имеет три положения:

  • Сброс шасси
  • Выкл
  • Сброс балласта:
-4

МАСЛОНАПОЛНЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

Для защиты электрооборудования (командные сферы, клемные коробки, электродвигатели, разъёмы и кабели) от попадания морской воды они заполнены маслом под давлением всегда превышеющем внешнее на 5psi (0,34 атм). Т.е. если наружнее давление 6000psi (408атм), то давление масла в командной сфере 6005psi.

КОМАНДНЫЕ СФЕРЫ

Для командных сфер использованы стеклянные сферы и защитные кожухи от LF-транспондеров IXBLUE OCEANO ET861G.

Сфера состоит из двух стеклянных половинок. Толщина стекла 0,75" (19мм).

На сфере левого борта удалось разглядеть антенну WIFI:

-5

ГИДРОНАСОСЫ КОМПЕНСАТОРОВ

Для работы системы компенсации внешнего давления на борту есть два гидронасоса.

Скорее всего пневматических, т.к. я обратил внимание, что аппарат под водой оставляет цепочку воздушных пузырей:

-6

Это отработанный воздух высокого давления используемый для привода гидронасосов, т.к. малая ёмкость аккумуляторов аппарата не допускает электропривод.

Насос правого борта стоит рядом с пневмораспределителем.

🖼

Насос левого борта виден на обломках клетки. Вот ещё кадр:

Насос левого борта с манометром, за ним баллон ВВД, за которым  насос правого борта.
Насос левого борта с манометром, за ним баллон ВВД, за которым насос правого борта.

ВОЗДУШНЫЙ БАЛЛОН ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

Большая чёрная сосиска на наклонной трубе.

Рабочее давление 10000psi.

Обеспечивает работу системы компенсации давления, а в случае выхода из строя электрической системы, воздухом из баллона можно заполнить воздушный мешок.

Фото обломков. Если присмотреться то видно что баллон БОЛЬШОЙ. И занимает место между двумя аккумуляторами.

Вывод однозначный, на борту Титана всего две батареи аккумуляторов.

Очень хорошо виден модем и лампа вспышка
Очень хорошо виден модем и лампа вспышка

ПЛАВУЧИЙ МЕШОК

По словам Раша "...этот черный баллон высокого давления сзади подает в сумку воздух под давлением 10 000 фунтов на квадратный дюйм. Только тогда я смогу наполнить сумку на ⅔ на глубине Титаника. Когда он достигает 3000 м, она полностью заполняется и становится еще больше на поверхности ..."

Раш стоит у левого борта, крутится, приседает, заглядывает в разные щели... и говорит :

"...Вы можете вернуться с этой плавучей сумкой, нижняя часть которой, как вы видите...в основном... представляет собой мешок...."

Короче говоря непонятно где этот спасательный воздушный мешок.

АККУМУЛЯТОРЫ ictineu

Размер клетки терретически позволяет расположить 4 блока батарей по 10,36 кВтч шириной 275mm. Но ящик стоят в месте где клетка сужается и четыре не поставить.

На фото обломков видно два аккумулятора и пустое пространство как бы для третьего.

Пока останавливаясь на трех аккумуляторных батареях 150В 70Ач.

-9

Ибо два аккумулятора на 10 часов это совсем грустно.

МЕШКИ АВАРИЙНОГО БАЛЛАСТА

Мешки с натугой поднимал Д Поуг.

-10

Кайл Бингхэм объяснят Дэвиду Погу что мешок не лёгкий
Кайл Бингхэм объяснят Дэвиду Погу что мешок не лёгкий

Размер мешка ориентировочный по кулаку:

Высота 11" (28 см)

Диаметр 5" (13 см)

-12

Каждый мешок имеет прочный шнур (паракорд?) и карабин. Через систему направляющих мешки подвешиваются за "пирамидками". Шнуры от всех мешков уходят к поперечине задних стоек.

Я так и не понял где расположен узел крепления который должен разрушиться после пребывания в воде в течении 16-24 ч.

На мешках надписи, это вес в американских фунтах:

36,16 фунтов
36,16 фунтов
33,14 фунта
33,14 фунта

В среднем вес мешка 35 фунтов.

Это около 1 пуда (15,9кг),

Таких мешков не меньше 8.

Суммарный вес мешков 130кг.

Что в мешках не понятно, Раш говорит о металлической дроби, а Бингхэм говорит о песке.

В мешке такого размера дроби будет почти 30кг, а песка до 10кг .

Пока считаю что в мешках смесь песка и дроби.

СКАТЫВАЕМЫЙ БАЛЛАСТ

На заднем плане  труба  скатываемый балласт
На заднем плане труба скатываемый балласт

Очень интересный рассказ Раша:

"...Это 28-дюймовая стальная (водопроводная?) труба. весит 37 фунтов .... вы вводите её (в конвейер?)... и (электрический?) привод запускает зубчатый механизм который может сбрасывать их одну за другой..."

На заднем плане связки нарезаных труб.
На заднем плане связки нарезаных труб.
Сварка и зачистка торцов труб
Сварка и зачистка торцов труб
Погрузка труб на платформу
Погрузка труб на платформу

Под днищем корпуса есть дугообразные направляющие (см. ч10) в которые вероятно загружаются 6 труб длиной 71см.

Момент который я перевёл следующим образом:

"...чтобы она спустилась, мы используем 6 грузов. Мы оставляем 4, чтобы остаться на плаву..."

Речь скорее всего о том , что достигнув нужной глубины пилот сбрасывал зубчатым механизмом одну или две трубы, чтобы снизить скорость или получить нулевую плавучесть для облёта "Титаника".

А чтобы всплыть пилот сбрасывает остальные 4 трубы.

ГРУЗЫ КРЕНА И ДИФФЕРЕНТА

При погружениях к Титанику грузы подковы использовались.

Вот кадр, лето 2021 года:

Порядка семи подков  на левой лыже
Порядка семи подков на левой лыже

Семь грузов на левом борту. На глаз по 20кг.

Предположительно, чтобы сбросить именно эти грузы-подковы надо накренить корпус аппарата.

ВХОДНОЙ ЛЮК

По периметру фланца кольца и купола расположены 18 отверстий:

Расположение 18 сквозных отверстий на фланцах
Расположение 18 сквозных отверстий на фланцах

Закрывался на 18 болтов с гайками:

-21
Болт гайка... Гайка болт ...
Болт гайка... Гайка болт ...

ИЛЛЮМИНАТОР

Имеет диаметр 21", толщину 7" и вес 80 фунтов.

Система динамического подводного лазерного сканирования 2G Robotics ULS-500 PRO

-23

Система 2G собирает данные в режиме реального времени и предоставляет пользователям 3D-модели целей и окружающей среды с точностью до сантиметра.

Видно как работает система:

Вот работа этой системы на Титане:

-24