30 подписчиков

Последний король вахтанговцев

АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ умер – вахтанговец, прослуживший в театре более 55 лет. Да-да, герцог Бэкингем из Юнгвальд-Хилькевича, придумавшего своего мытищинского д‘Артаньяна, но герцог там действительно получился настоящий, будто приплыл из Англии XVII века: уж больно у Кузнецова было благородное породистое лицо и аристократическая осанка. Кузнецов и играл многочисленных представителей высшего света. Но я не об этом.

В 1964 году я посмотрел «Зеленый огонек» (режиссер Виллен Азаров, он же снял "Взрослые дети", 1961) - фильм про последний день службы в таксопарке автомобиля «Москвич-408» (его играет… Зиновий Гердт) - и решил стать таксистом. Таксистом Сергеем Кузнецовым, сыгранным Алексеем Кузнецовым (там еще и моя любимая Светлана Савелова – «Семь стариков и одна девушка», 1968 – снялась в роли Иры Савеловой).

Лирическая комедия с девушками! «Все девчонки – одинаковые! Русские, французские… Про любовь сразу понимают. А чуть что не так – сразу в слезы». Это наш Лёха-Серёга Кузнецов катает там влюбленную французскую парочку – представляете, настоящую, не в исполнении Ангелины Степановой и Анатолия Кторова! – влюбляется, грустит, хитрит, ест окрошку, дважды покупает черный костюм для жениха (не для себя) из-за чего его принимают за афериста, находит и теряет и… тут-то его смена и заканчивается. Машина уходит в утиль, а Кузнецов – в Театр Вахтангова.

Он честно и убедительно «отлил в граните» всех парней 1963-64 годов. Такой «птенец гнезда Хрущева», такой Гагарин-Титов, с энергией Братской ГЭС, из поколения людей, которые «будут жить при коммунизме (спойлер – не будут), из физиков с душой лирика, из иронических смехачей первых прямых КВНов, из тех, кто был уверен, что и «на Марсе будут яблони цвести». Там, в «ЗО» был эпизод, где один из пассажиров прямо заливался смехом, читая толстой фолиант. И так хохотал, что Кузнецов успел-таки подсмотреть название – что-то вроде «Квантовой теории поля» (в фильме – смешнее)…

О, как же они были похожи и не похожи друг на друга (и брут на брута отважны, ибо прочитали Солженицына, презирали ложь и хотели правды) эти парни из фильмов тех лет: Владимир Ивашов, Евгений Стеблов, Алексей Локтев, Станислав Любшин, Родион Нахапетов, Лев Прыгунов и, конечно, Алексей Кузнецов.

В театре я видел Кузнецова только в «Евгении Онегине» и «Пристани». Как всегда, он был величественен. Кузнецов был Последним Королем вахтанговцев так же, как последним принцем у них был Лановой. И – видит Бог – сезон у них закрылся не 1 июля, а 5-го. Прощайте, Алексей Глебович. Если бы я мог, то в день прощания подъехал бы к вам на такси с "зеленым огоньком" (нашел бы!) и посигналил от души…

Леонид СОКОЛОВ