Одной из технологий, набирающей популярность в последние годы, является сочетание турбины и компрессора (нагнетателя). О нем давно забыли, но в последнее десятилетие некоторые производители снова прибегли к нему. Почему вы сюда попали и какие самые примечательные автомобили с такой системой, объясняет Autoevolution.
Некоторое время назад большинство автомобилей имели атмосферные двигатели. Компрессоры встречались довольно редко, турбины встречались чуть чаще. Первыми автомобилями, объединившими две технологии, были гоночные автомобили чемпионата мира по ралли. Затем перешли к серийным моделям.
У каждой системы есть свои недостатки. Турбины критикуют в основном за отверстие под турбокомпрессор, которое есть даже в некоторых современных автомобилях. Компрессоры, в свою очередь, не так опаздывают, но обеспечивают меньшую тягу и создают дополнительную нагрузку на двигатель, так как связаны ремнем с коленчатым валом. Идея их комбинации состоит чтобы быть сбалансированными и взаимодополняющими , что обеспечивает большую мощность на всех скоростях. Таким образом, в 1985 году появился первый автомобиль с турбонаддувом и компрессором.
Lancia Delta S4 — это S4 Stradale.
Lancia стала первой маркой, предложившей в своих автомобилях двойную зарядку. Это сделано в первую очередь на гоночных машинах WRC, пришедших на смену модели 037. Новый агрегат базируется на двигателе 037, но следует отметить, что эта Дельта не имеет ничего общего с Дельтой, которую продают смертным.
Однако из-за омологации, необходимой для участия автомобиля в WRC, Lancia вынуждена продавать Delta S4 на рынке в форме, аналогичной гоночному автомобилю. Было выпущено 200 штук, разграблено в кратчайшие сроки. Их мощность составляет 250 л.с., они построены на стальной трубчатой раме, часть кузова выполнена из стеклопластика и имеют систему полного привода с тремя дифференциалами.
Небольшие объемы производства мгновенно превращают Delta S4 в магнит для коллекционеров, тем более что этот автомобиль стоит в два раза дороже, чем Delta HF Turbo, которая на данный момент является топовой модификацией в модельном ряду.
При этом гоночная версия развивает 480 л.с., но по мнению некоторых экспертов мощность превышает 500 л.с. В том же году, когда итальянцы запустили Delta S4 в WRC, они протестировали версию с максимальным давлением компрессора 5 бар. Этот 1,8-литровый мотор умудряется «набрать» 1000 л.с., но в соревнованиях не участвует. Версия мощностью 480 л.с. выиграл 5 из 12 гонок, зафиксировав в общей сложности 15 подиумов. Однако его участие в WRC закончилось после трагедии ралли Корсика 1986 года, в которой погибли пилот Генри Тойвонен и его штурман Серджио Крестот.
Ниссан Микра Супер Турбо
В истории Nissan немало нестандартных автомобилей, и некоторые из них — например, Juke — добились больших успехов на рынке. В конце 1980-х компания разработала автомобиль с турбиной и компрессором на базе модели Micra (известной на некоторых рынках как March).
Машина имеет 930-кубовый двигатель мощностью 110 л.с., что по нынешним меркам находится на уровне современной Микры, но в конце 80-х годов прошлого века такие цифры для такой маленькой машины - что-то невероятное.
Ниссан следит за тем, чтобы компрессор и турбина долго не работали вместе. Компрессор приводит в действие электромагнитную муфту, которая срабатывает в зависимости от положения дроссельной заслонки.
По сравнению с Delta S4 «Stradale» Nissan March Super Turbo относительно дешев, но японский производитель, к сожалению, реализует всего 10 000 единиц этого автомобиля. А потом получается из разработки его преемник.
1,4-литров TSI Twincharger на Volkswagen Group
После экспериментов Nissan эта конфигурация долгое время считалась мертвой. В конце концов, он возродился благодаря Volkswagen, который создал 1,4-литровый двигатель, устанавливаемый на многие модели концерна. Сочетание турбины и компрессора используется только в некоторых версиях двигателя 1.4 TSI, а в других стоит только турбина, обеспечивающая 120 л.с.
И Nissan, и Volkswagen используют электромагнитную муфту для компрессора Рутса. В отличие от японцев немцы поставили обратный клапан, блокирующий компрессор в некоторых ситуациях - на высоких оборотах, например. Это обеспечивает максимальную эффективность двигателя.
Благодаря этой разработке Volkswagen несколько лет подряд удостаивался награды «Двигатель года». Двигатель устанавливается на модели Polo, Audi A1, Ibiza, Golf, Jetta, Passat, Sharan, Tiguan, Eos и Touran.
В итоге в 2011 году установка была снята с производства из-за сложной конструкции и высокой стоимости. Затем Volkswagen постоянно улучшал турбодвигатели TSI и TFSI, постоянно уменьшая отверстие для турбонаддува.
Двигатели Вольво Т6 и Т8
Все более современное сокращение размеров в последние годы привело к тому, что Volvo отказалась от 5- и 6-цилиндровых двигателей и заменила их 4-цилиндровыми двигателями с турбонаддувом. Индекс T6 раньше обозначал 6-цилиндровый двигатель, но теперь ставится на 4-цилиндровые агрегаты марки. Однако они получают бонус - механический компрессор и турбину (в версии Т5 только турбина).
Из 2,0-литрового двигателя извлечено 320 л.с. и 400 Нм, и его могут заказать покупатели второго поколения XC90, S90 и V90. Двигатель работает в паре с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач Geartronic от японского производителя Aisin. В поисках дополнительной мощности Volvo добавила к T6 электродвигатель, чтобы создать T8 Twin Engine.
Audi SQ7 V8 TDI
Эта модель интересна тем, что технология используется в дизельных двигателях. Благодаря ему Audi создала самый мощный в мире дизельный кроссовер, в котором используются две турбины и электрический компрессор. Последний питается от отдельной 48-вольтовой электрической системы.
Эта технология отличает агрегат Audi от остальных представителей этой группы, но ее нельзя не заметить из-за впечатляющих характеристик. При этом 4,0-литровый V8 предлагает 435 л.с. и 900 Нм крутящего момента. Максимальная мощность достигается в диапазоне 3750-5000 об/мин, а максимальный крутящий момент - между 1000 и 3250 об/мин.