Простые весельчаки и музыканты, ведические жрецы, продолжатели гусельной традиции, йоги и акробаты, просветленные люди, имеющие контакт с духом леса Медведем и тонким миром, калики перехожие, разбойники и хулиганы? Понятие скоморошества настолько же многогранно насколько ярки их наряды. Попробуем обобщить все известное и по-новому взглянуть на это явление.
*Все ниженаписанное – это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Они НЕ являются научными исследованиями и могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями. Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем, что они единственно верные – просто делимся наблюдениями, возникшими у нас после сбора и обработки информации из открытого доступа. Цель – обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию.
Скоморохи — одно из самых загадочных явлений в русской истории. В этом образе казалось бы переплелись в тугой клубок десятки часто взаимоисключающих понятий и характеристик: мудрость и глупость, веселье и смех — с одной стороны, грабежи и разбой — с другой, тема постоянного передвижения, музыки и некого протестного неповиновения существующим канонам. Попробуем рассмотреть явление скоморошества максимально всесторонне.
Иные названия скоморохов — глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди. Есть версия (Максим Богданов, «Каста ведических жрецов»), что наиболее древнее слово для их обозначение — «мазыки», отсюда, возможно, впоследствии произошло и само слово «музыка».
Скоморохов можно считать первыми организованными артистами-передвижниками, объединявшими в своих представлениях музыку, пение, актерское мастерство, акробатику, маскарад, номера с дрессированными животными и юмористические сценки. Впрочем, есть мнение, что даже на самом раннем этапе в среде скоморохов существовало некое разделение по направлениям:
- Скоморохи-певцы (можно условно отнести в эту категорию ВСЕХ гусляров древности): они исполняли в основном богатырские и мифические предания под музыкальный аккомпанемент. Судя по дошедшим до наших дней сведениям в подавляющем большинстве случаев этим инструментов были именно гусли. Вероятно, именно эту категорию скоморохов чаще всего приглашали на княжеские застолья;
- Скоморохи-гудцы или дудари: исполняли веселую музыку для плясок. Без них не обходились никакие народные гуляния, праздники и свадьбы;
- Скоморохи-плясуны: сопровождали гудцов, под музыку которых демонстрировали свои умения в плясе, акробатике и проч.
- Глумословцы, смехотворцы или потешники: выступали с короткими импровизированными сценками в основе которым были шутки, прибаутки, элементы комедии. В эту же категорию относятся ряженые в масках, скоморохи водившие зверей, а также кукольники.
Мы предлагаем взглянуть на скоморохов шире и понять, что именно за всем этим стояло и кем на самом деле они являлись, так как все вышеперечисленное — это лишь внешняя сторона явления.
Гонения на скоморохов
В былинные времена и вплоть до пиров Святослава Ярославича в XI веке скоморохи были в чести — их неизменно приглашали в том числе и на княжеские пиры, не говоря уж о народных гуляниях. Садко, Вещий Боян, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович - все они были знаменитыми игрецами на гуслях или — как их именуют некоторые летописи — «гудцами». Ровно то же слово впоследствии используется для обозначения «скоморохов».
Но потом маятник качнулся в иную сторону и постепенно начинаются различные притеснения: сначала порицание «гудцов» и «русальных гуляний» встречается в различных церковных наставлениях, потом появляются запреты на скоморохов в отельных регионах и местностях. Вскоре доходит до прямых запретов со стороны церковных иерархов на участие «веселых людей» в свадебных гуляниях, появляются указы призывающие «бить кнутами», отбирать и ломать музыкальные инструменты.
Наконец, Алексей Михайлович, полностью ставит скоморохов вне закона. С его вступления на престол начинается целенаправленное преследование и искоренение этого явления с серьезными наказаниями для тех кто будет и впредь привечать скоморохов и участвовать в их играх: «бить батогами» и «ссылать въ украйные городы за опалу». Причем под запрет попадают не только гудцы и скоморохи, но их основной инструмент — гусли.
Но почему? Что же было в скоморошестве и гудении на гуслях такого страшного — повеселиться, попеть и поплясать? Или было что запрещать?
«Егда и г р, а ю т ь р у с, а л i я ли скомороси ли пьяницъ кличуть, или како сборище идольскихъ игръ, ты же въ тъ часъ пребуди дома». (толкование к апостолу Павлу (XIII в.)
«Не подобаетъ крестьяномъ (христианам) игръ бесовскихъ играти, еже есть плясанье, гуденье, песни м и р ь с к i я и жертвы идольския» («Слово Христолюбца»)
«А скоморохомъ у нихъ въ волости силно не играти; а кто у нихъ учнеть в волости играти силно, а старосты и волостные люди вышлютъ ихъ изъ волости вонь, а пени имъ въ томъ нетъ». (Уставная Онежская грамота 1536 г.)
«Къ вьнчашю ко святымъ церквамъ скоморохомъ и глумцомъ предъ свад-бою не ходити и о томь священникамъ такимъ запрещати съ великимъ запрещениемъ, чтобы таковое безчиние никогда же не именовалося». (Постановление Столгава)
«Такъ какъ стали злоупотреблять музыкой, распъвая подъ музыку въ кабакахъ, корчмахъ и вездъ на улицахъ срамныя песни, то нынъшний патриархъ, два года тому назадъ, сперва строго воспретилъ существоваше такихъ кабачьихъ музыкантовъ, и инструменты ихъ, каше попадутся на улицахъ, приказывалъ туть же разбивать и уничтожать, а потомъ и вообще запретилъ Русскимъ в с я к, а г о рода инструментальную музыку, приказавъ въ до-махъ вездъ отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были, по такому приказанию, на пяти возахъ за Москву ръку, и тамъ сожжены» (свидетельства Олеария).
И, вот, апофеоз гонений на скоморохов, гудцов и веселых людей (да и в целом на исконную русскую/славянскую культуру) — та самая царская грамота Алексея Михайловича 1648 года, живописующая веселые славянские празденства с вечерними играми в полях, песнями, качанием на качелях, вождением медведей, различными играми (включая шахматы!), кулачными боями, гаданиями, сказыванием сказок — сверкающий искрами радости, яркий, многогранный и свободный мир наших предков, который с этого момента объявлен «богомерзким», «сатанинским» и ПОЛНОСТЬЮ ЗАПРЕЩЕН.
Вот выдержки из сего документа:
«Ведомо нам учинилось, что в Белгороде и в иных городех и в уездех мирские всяких чинов люди, и жены их, и дети в воскресные и в господские дни и великих святых во время святаго пения к церквам Божиим не ходят, и умножилось в людех во всяких пьянство, и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми. И от тех сатанинских учеников в православных крестьянех учинилось многое неистовств: и многие люди, забыв Бога и православную крестьянскую веру, тем прелесником и скоморохом последствуют, на безчинное их прелщение сходятся по вечером, и во всенощных позорищах на улицах и на полях, и богомерских скверных песней, и всяких бесовских игр слушают, мужесково и женсково полу и до сущих младенцев, и на кулашных боях меж собою драку делают, и на качелях колышутся вкруг, и на веревках; а иные прелесники мужесково и женсково в городех и в уездех бывают со многим чародейством и волхованием, и многих людей тем своим чародейством прельщают; а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерских баб-вдов себе призывают и к малым детям, и те волхвы над болными и над младенцы чинят всякое бесовское волхвование и от правоверия православных крестьян отлучают.Да в городех же и в уездех от прелесников и от малоумных людей делается бесовское сонмище: сходятся многие люди мужесково и женсково полу по зорям, и в ночи чародействуют, с солничнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громное громление на реках и в озерах куплются, чают себе от того здравия, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаками пляшут, зернью и карты и шахмоты, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плесание, и поют бесовския песни; и на Святой неделе жонки и девки на досках скачут; а об Рождестве Христове и до Богоявденьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякии бесовския игры; а в навечери Рождества Христова и Васильева дни и Богоявления Господня клички бесовские кличут — коледу, и таусен, и плугу, и многие человецы неразумием веруют в сон, и встречу, и в полаз, и во птичий грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небылные, и празнословие с смехотворением и кощунанием, и души свои губят такими помраченными и беззаконными делами, и накладывают на себя личины и платье скоморошеское, и меж себя нарядя бесовскую кобылу водят… Да в городских же и в уездных людех у многих бывают на свадьбах всякие безчинники, и сквернословцы, и скоморохи со всякими бесовскими игры; и уклоняются православные крестьяне к бесовским прелестем и ко пьянству, а отцов духовных и по приходом попов и учителных людей наказанья не слушают…И мы, великий государь, желея о православных крестьянех, велел о тех богомерзких делех заказ учинить, чтоб православные крестьяне от такова от бесовскаго действа отстали…и скоморохов з домрами, и с гусли, и с волынками, и со всякими игры, и ворожей, мужиков и баб, к болным и ко младенцом в дом к себе не призывали, и в первый день луны и в гром на водах не купывались, и с серебра по домам не умывались, и олова и воску не лили, и зернью, и карты, и шахмоты, и лодыгами не играли, и медведей и с сучками не плясали, и никаких бесовских див не творили, и на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили, и по ночам на улицах и на полях богомерских и скверных песен не пели, и сами не плясали, и в ладоши не били, и всяких бесовских игр не слушали, и кулашных боев меж себя не делали, и на качелях ни на каких не качались, и на досках мужесково и женсково полу не скакали, и личин на себя не накладывали, и кобылок бесовских и на свадьбах безчинства и сквернословия не делали.А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гуденные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь. А которые люди от того ото всего богомерского дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держатся, и по нашему указу тем людем велено делать наказанье: где такое безчиние объявится, или то на кого такое безчиние скажут, и выб тех велели бить батоги; а которые люди от такого безчинья не отстанут, а вымут такие богомерские игры в другие, и выб тех ослушников велели бить в батоги; а которые люди от того не отстанут, в объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу…»
Скоморохи — ведающие мудрецы и хранители древних традиций
Итак, из вышеприведенной грамоты ясно видно кем являлись скоморохи, какой мир, культуру и традиции они представляли, являясь его неотъемлемой частью. Очевидно и запретители прошлых веков отлично понимали с чем они имеют дело и что / кто стоит за скоморохами. Хотя скоморохов издревле звали и на знатные пиры и на свадьбы, но наиболее тесна их связь с различными дохристианскими праздниками, символами и обрядами. Самые массовые и разгульные праздники с участием скоморохов — что мы можем увидеть по разгневанным упоминанием в летописях — происходили на Коляду (зимний солнцеворот) и в Русалью неделю (летний солнцеворот). Важной частью этих празднеств было символическое вождение различных животных (козы, медведя, кобылы), именуемое в церковных документах «козлогласовая ходити», «козлогласования твори-ти», «бесовскую кобылку водити».
Нередко слово «русальи» применяется к дохристианским гуляниям в целом, в том числе и зимним — то есть не связано именно с Русальной неделей. Слова «скоморошьи» — «русальи» — «бесовские» как бы слились в один смысловой ряд.
(Бесы в образе человеческом), «овы бьяху въ бубны, друзии же въ козиць и въ сопьли сопяху, иши же, возложивши на лица скураты (=маски), идяху на глумленье человеком и мнопе, оставивши церковь, на позорь (=зрелище) течаху инарекоша те игры Русальи». (Пролог XV века)
«Русали о Ивановь дни, и въ навечернш Рождества Христова, и крещения сходятся мужи, и жены, и дъвицы на нощное плещевание и т. д.». (Стоглав)
Вернемся теперь к сути запрета на подобные гулянья. Думается, что дело не только в связи с древней традицией, символами и песнями. Смех сам по себе является сильнейшим оружием. Вы можете переформатировать человека, внушить ему иные ценности, заставить что-либо делать или напротив НЕ делать, он может даже перестать слышать аргументы разума… но когда ему смешно и весело — он все равно будет смеяться. Невозможно запретить веселиться и смеяться, потому что каждый человек стремится к радости. Невозможно удержать внутри смех, когда действительно смешно. И таким образом смех срывает все оковы, путы и условности. Смеющийся человек свободен и счастлив.
Недаром мудрец и учитель высочайшего уровня часто изображается в преданиях разных народов НЕ как строгий аскет, читающий проповеди, а как добродушный весельчак, всегда готовый подшутить над своими излишне серьезными учениками.
В веселье самом по себе есть мудрость. При этом глубинная мудрость легко может скрыться за ширмой веселья в те времена, когда запрещено озвучивать прежние истины в открытую. Именно поэтому многие считают скоморохов бывшим дохристианским/ языческим/ ведическим жречеством, надевшим на себя маски в прямом и переносном смысле, но продолжавшим нести свет своих знаний по свету, постоянно перемещаясь.
Скоморохи — ходящие с медведями
Вернемся к трактовке слова скоморох как «ходящий с медведем». Почему именно этот признак стал ключевым и даже дал название явлению скоморошества?
Медведь испокон веков считался священным животным на Руси. В древности он был неразрывно связан с культом одного из ключевых богов — Велеса, олицетворявшего вселенскую мудрость и силы природы, непознанного, подсознательно, магического, тайного. Велес или Волос — это бог-мудрец, кому подвластно непроявленное (силы ночи, зимы, холода, воды, магия, творчество), он — хозяин леса, покровитель земледельцев, волхвов, скотоводов, странников (движение?), хранитель Калинового моста — перехода между мирами живых и мертвых. И именно медведь является его главной животной ипостасью.
По словам Александра Пыжикова (доктор исторических наук, профессор, зам.министра образования РФ 2003—2004 гг.), озвученным в одной из его видео-лекций, медведь в мировоззрении человека Древней Руси (даже после христианизации) служил своеобразным маркером, указующим на просветленного человека. Так, по данным Пыжикова, в народной среде почитался святым лишь тот «кто вышел из лесу с медведем» — и действительно, такие эпизоды есть в биографиях Серафима Саровского, Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.
Кроме того, бытовало устойчивое представление, что только через медведя и общение с ним можно получить информацию из потустороннего мира о самочувствии родителей и других предков, чтобы было необычайно важно в жизни русских крестьян и именно вокруг этой связи живых и мертвых построена значительная часть всех праздников и обрядов. Соответственно люди водившие медведей (они же — скоморохи) были в огромном почете, их зазывали на ночлег в каждый дом, считая это честью для семьи.
Таким образом, сами скоморохи в народной культуре по сути близки к понятию святых — «вышел из лесу с медведем». Священные звери ходят с ними рядом, чувствуя своей душой их особую ауру, не выказывая агрессии и даже напротив — расположение и дружбу. «Ходящий с медведем» это уже равноценно тому, чтобы считаться «ходящим между мирами» — такое подвластно только ведающему человеку, волхву и мудрецу.
Скоморохи — гудящие на гуслях
Еще одними из наиболее часто встречающихся в летописях слов для названия скоморохов являются «гудцы» и «гусельники». Разберем теперь этот аспект.
Сам слог «ГУ» в русском языке соответствует понятию направленного звука: гудеть, гусли, гул, гудок, гумно (место где обмолачивают зерно, довольно шумное), гусь (птица, издающая громкие звуки), губы (орган формирующий звуки). Таким образом, «гудцы» — это люди, управляющие звуком. А за этим понятием кроется очень многое: звук — волна — это один из базовых элементов мироздания и сильнейший элемент воздействия на мир.
Создавая волну мы создаем мироздание как таковое, заставляем инфополе колебаться на определенных частотах, которые рождают определенные образы, чувства и энергии. Таким образом, гусляр — это ни много ни мало Творец, некто управляющий реальностью посредством звука.
Тут стоит вспомнить библейское предание об иерихонских трубах, которые разрушили толстые стены города или о том, как Садко, играя на гуслях у Морского царя, стал причиной того, что море разбушевалось и стало топить корабли:
Ай как начал играть Садко во гусли во яровчаты,
А как начал плясать царь морской теперь в синем мори:
А от него сколебалося все сине море…
А сходилась волна да на синем мори,
Ай как стали они разбивать много черных кораблей
Да на синем мори;
Ай как много стало тонуть народу да на синем море…
Другой пример — Боян Вещий. Именно с описания его таланта начинается «Слова о полку Игореве», повествующее о походе Игоря Святославича на половцев:
Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы. Помняшеть бо речь първых времен усобице; тогда пущашеть ĩ соколовь на стадо лебедей, который дотечаше, та преди песь пояше, старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред пълкы Касожьскыми, красному Романови Святъславличю. Боян же, братие, не ĩ соколовь на стадо лебедей пущаше, а своя вещиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами Князем славу рокотаху.
Здесь ясно видно, что Боян — не просто певец, а носитель мудрости, способный предсказывать события и мысленно переноситься (вместе со своими слушателями) куда-угодно — белкой по дереву, серым волком по земле, орлом под облака, может как бы с высоты смотреть на события прошлого, настоящего и, вероятно, будущего — за что и получил прозвание Вещего.
Еще один гусляр-демиург, оказывающий непосредственное влияние на живую и неживую природу своей завораживающей игрой на кантеле (практически полный аналог гуслей) — это Вяйнямёйнен из карельского эпоса «Калевала», который к слову сказать был полностью собран фольклористом Элиасом Лённротом именно на территории России — в Беломорской Карелии, Олонецкой и Архангельской губерниях, в то время как в других частях Финляндии таких преданий не сохранилось. Кстати, само название нашей страны России по-фински звучит как… Венья (Venäjä) — то есть «страна венов/венедов», а кроме Вяйнямейнена (Ивана из страны венедов?) в Финляндии — судя по тому же тексту Калевалы — никто на кантеле играть не умел.
Итак, скоморохи — это люди в совершенстве владеющие искусством звука и способные с помощью звука оказывать сильнейшее воздействие на своих слушателей и мир, близкое к магическому. Впрочем, любая технология является магией в глазах тех, кто не понимает принципов ее действия…
Скоморохи — калики перехожие?
На первый взгляд кажется, что между каликами и скоморохами существует огромная разница. Первые — это какие-то разудалые весельчаки, плясуны и хулиганы, без которых не обходился ни один народный праздник, поставленные вне закона указом царя Алексея Михайловича, вторые же — аскетичные немощные юродивые, поющие духовные стихи и вполне органично вписанные в христианскую Русь. Но в действительности у них гораздо больше общего чем различий. И те и другие находятся в постоянном движении и тесно связаны с музыкой, гуслями и былинами. Более того, калики часто приглашаются в богатые дома именно с целью развлечь (!) гостей песнями и музыкой — ровно как в стародавние времена с гуслярами на пирах.
Кстати, калики — это далеко не всегда немощные калЕки, которыми их чаще всего рисует наше воображение сегодня. Для кого это может стать удивительным открытием, но часто они были одеты в богатые и разноцветные одежды (прямо как скоморохи), «шубы соболиные», «гуни сорочинские», «лапотки семи шелков, с вплетенным в носке камешком самоцветным», с сумками «из рыжего бархата» и головными уборами «из земли греческой», да клюки «из дорогого рыбья зуба» (моржовые клыки?).
Посмотрим опять же чем именно и как они занимались — калики собирались в группы и безостановочно передвигались по всей стране. Иногда и вовсе они совершали длительные паломничества — вплоть до Иерусалима. Способны ли на такие перемещения немощные юродивые? Тут подразумевается отменная физическая форма, крепкое здоровье и чаще всего…молодость. Вспомним здесь об акробатических номерах скоморохов, которые часто запечатлены на различных картинах и в лубках: например, кто-то стоит на одной руке, а другой одновременно играет на дудочке. Повторить подобное мало какой человек сможет, и есть мнение, что для такого владения своим телом нужны продвинутые практики йоги.
«Уж вы здравствуйте, удалые добры молодцы,
Уж как все ли калики перехожие!»
— обращается к каликам Владимир Красно Солношко в обдной из былин.
Скричат калики зычным голосом,
Дрогнет матушка сыра земля,
С древ вершины попадают.
(Из песни)
Отдельного внимания заслуживает былина «Сорок калик со каликой», которая и была наиболее популярной в репертуаре ходячих певцов. Начинается она во всех своих вариантах со сборов калик в дорогу, выбора «молодого атамана Касьяна» и зарока — в пути не красть, не лгать и не пускаться в блуд. Есть ли такие соблазны у немощных и слепых юродивых, просящих милостыню?
Начинали калики наряжатися
Ко святому граду Иерусалиму —
Сорок калик их со каликою.
Становилися во единый круг,
Они думали думушку единую,
А едину думушку крепкую:
Выбирали большего атамана,
Молоды Касьяна сына Михайлыча.
А и молоды Касьян сын Михайлович
Кладёт он заповедь великую
На всех тех дородных молодцев:
«А идтить нам, братцы, дороганеближняя,
Идти будет ко городу Иерусалиму,
Святой Святыне помолитися,
Господню Гробу приложитися,
Во Ердань-реке искупатися,
Нетленною ризой утеретися;
Идти сёлами и деревнями,
Городами теми с пригородками.
А в том-то ведь заповедь положена:
Кто украдёт, или кто солжёт,
Али кто пустится на женский блуд,
Не скажет большему атаману,
Атаман про то дело проведает
—Едина оставить во чистом поле
И окопать по плеча во сыру землю».
И в том-то заповедь подписана…
В итоге каличий атаман Касьян будет оклеветан княгиней Апраксией, за что ее постигнет болезнь, но он же и придет ей на помощь, чтобы избавить ее от мучений. Очевидно, Касьян оказался не только человеком высочайшей моральной нравственности, но и «ведающим», реально способным вылечить человека, когда никто другой не смог.
Другой ярчайший пример способностей калик перехожих — это эпизод из былины об Илье Муромце, когда старцы приходят к юноше 33 года лежавшему на печи, и буквально за пару минут ставят его на ноги, причем без каких-либо снадобий и заклинаний. Просто «заставляют» его встать и сходить налить им воды, а потом самому же предлагают выпить принесенную им же воду. То есть можно сказать, силой слова (звука?) убеждают немощного парня в том, что он на самом деле полон сил.
Как приходили две калики перехожие
Под тое окошечко косявчето.
Говорят калики таковы слова:
«Ай же ты Илья Муромец,крестьянский сын!
Отворяй каликам ворота широкие,
Пусти-ка калик к себе в дом».
Ответ держит Илья Муромец:
«Ай же вы, калики перехожие!
Не могу отворить ворот широких,
Сиднем сижу цело тридцать лет,
Не владаю ни рукамы, ни ногамы».
«Выставай-ка, Илья, на резвы ноги,
Отворяй-ка ворота широкие,
Пускай-то калик к себе в дом».
Выставал Илья на резвы ноги,
Отворял ворота широкие
И пускал калик к себе в дом.
Само слово калики также очень любопытно: так, калиГи — это кожаные подвязываемые сандалии — то есть обувь странников. Заметьте — не лапти, а практически современная модель обуви, удобнейшая и отличающаяся отменной долговечностью… А калюки — это травяные дудки, изготовленные из стеблей растений… иными словами — «ходили и гудели».
Складывается впечатление, что калики — это все те же скоморохи, только более поздних времен: они стали выглядеть «поспокойнее», и помимо былин и старых песен включили в свой репертуар среди прочего и духовные стихи (дабы внешне соблюсти приличия и не быть окончательно изгнанными)... А, может быть, вновь одели маски - но в этот раз немощных стариков-богомольцев?
Скоморохи — бродяги и разбойники
Эта негативная сторона также достаточно прочно связана с образом скоморохов. Но как она вяжется со всем остальным вышесказанным?
- С одной стороны, это может быть намеренным очернением скоморохов силами их противников: народу необходимо было внушить мысль, что они опасны, не стоит подпускать их близко, а при их приближении не нужно расслабляться, а напротив, следить за имуществом и держать ухо востро (напряженный человек не расположен к восприятию шутки и веселью);
- С другой стороны вырождающемуся языческому/ведическому жречеству, которое растеряло свои исконные знания и смысл существования как таковой может попросту быть нечем больше заняться. В подчиненную церкви иерархию общества они не вписываются, при этом есть готовые сформированные группы физически сильных людей (вспомним, например, картинки со стоянием скоморохов на одной руке — сложнейшая поза из йоги), которые способны быстро перемещаться, не будучи к чему-либо привязанными и, которые, вероятно владеют некоторыми простыми приемами воздействия (гипноз, фокусы/ловкость рук и проч.).
Тут всплывает образ атамана Кудеяра и былинные песни о Каликах, которые зарекались разбойничать.
Что символизирует скомороший колпак и почему у них такие яркие одежды?
Рассмотрим наконец облик скоморохов, который также способен сказать о многом. Основные его признаки:
- маски/личины:
- колпаки с 2-3-4-5 и т. д. рожками;
- яркая броская одежда, нередко сшитая их разноцветных лоскутов материи.
Начнем с колпаков — интересную версию предложил музыкант Максим Богданов (видео «Каста ведических жрецов») — он полагает, что «рожки» колпака указывают на просветленного человека, у которого открыто несколько каналов восприятия информации, причем эти потоки энерго-информации локализуются как раз где-то в районе темечка. Разумеется, речь не идет о том, что тот кто надевает скомороший колпак тут же становится просветленным. Речь идет о том, что это некий маркер, который подсознательно доносит данную информацию до человека находящегося где-то на грани сна и яви — то есть до зрителя, на которого и хочет повлиять скоморох. «Обрати внимание, он что-то важное тебе хочет сказать!»
В качестве примера и доказательства автор данной версии приводит некоторые специфические иконы, где святые окружены не только нимбами, но и исходящими от головы лучами.
Яркие одежды указывают на многомерность и фрактальность мира и пространства. Это также маркер, показывающий, что облаченный в такие наряды человек условно «способен путешествовать между мирами/скользить по ткани мироздания».
Выводы
В одной из своих видео лекций упомянутый выше доктор исторических наук Александр Пыжиков говорил, что вся Древняя Русь пребывала в постоянном движении. Вплоть до закрепощения постоянные круглогодичные перемещения всех и вся были совершенно естественным состоянием для наших предков — кто-то ехал на ярмарки, кто-то на заработки, кто-то к родственникам, кто-то в поисках знаний и учителей, кто-то вслед за миграцией каких-либо рыб или животных. Так или иначе все дороги были постоянно полны людьми. Отсюда многочисленные поверья и сказки связанные с дорогами и перекрестками, путевыми камнями, указующими путь клубочками и проч. (все то, что совершенно не актуально в мире оседлых крестьян, строго привязанных к своей деревне).
Здесь стоит вспомнить еще и то, что вплоть до начала XX века скифы «официально» считались предками славян и русов, что зафиксировано в многочисленных книгах, учебниках и источниках . В двуязычном русско-французском учебнике по истории для русского дворянства 1763 г. авторства Ф. Г. Дильтея дается объяснение значения слова «скиф» — от славенского слова «скит», означающий «блудящий», «кочующий». То есть кочевой образ жизни наших предков когда-то был еще более ярко выраженным.
Что до скоморохов, то можно предположить, что они являются «поздним» осколком того самого древнего мира — «вечно движущейся Руси». Именно туда уходят истоки праздников, традиций и музыки, которую продолжали являть миру странствующие музыканты (или замаскированные волхвы?).
____________
Скоморох по-прежнему остается многогранным и ускользающим. Простак, который скрывает что-то очень глубокое. Хрестоматийный Иван-дурак. Скорее всего он не тот, кем кажется. Весельчак, шутник, джокер. Мудрец творящий миры и пробуждающий людское подсознание силой звука и смеха. Ведь в начале всего не каноны и молитвы, а радость (смех) и вселенская любовь.
В статье использовались материалы:
1) Александр Чашев, «О происхождении слова скоморох»;
2) Видео «Скоморохи — каста ведических жрецов» (интервью с Максимом Богадановым);
3) Видео-лекции Александра Пыжикова.
************************
Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями
О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?
Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":
М.В.Ломоносов знал все о нашей настоящей истории и его труды частично сохранились
Оригинал сказки про Репку – загадка над которой бьются уже более столетия. Что это за "ноги"?
***************************
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе выхода новых материалов!