В прошлой статье писала про рекордные уровни громкости при живом звуке. Звукозаписывающие компании уделяли огромное внимание громкости звука при записи на носители. Ведь было замечено, что в музыкальных аппаратах чаще выбирают те песни, которые громче. Для того, чтобы выделиться на фоне конкурентов лейблы стали записывать альбомы групп всё громче и громче. Этот процесс начался в конце 60-х годов прошлого века и сходит на нет сейчас. Почему нет смысла в продолжении войны громкостей и может ли альбом поп-исполнителя быть громче AC/DC?
Действительно среди звукозаписывающих компаний долгое время велась настоящая война, этакая гонка вооружений. Этот процесс получил название война громкостей, гонка громкостей, война за громкость или погоня за громкостью. При увеличении громкости записи убивалось несколько зайцев:
1. При прослушивании нескольких треков обычно предпочтение отдаётся более громкому
2. Даже в шумной обстановке громкую музыку будет лучше слышно
3. На дешёвой аппаратуре громкость поможет скрыть низкое качество звука
Как пример предлагаю видео со сравнением двух записей Dire Straits. Слушать в хороших наушниках, чтобы лучше понять разницу:
При записи на винил увеличение громкости означало увеличение расстояния между канавками, т.е. на пластинку входило меньше канавок, соответственно меньше музыки. Это была проблема. Добавлять ещё пластинки для увеличения громкости при выпуске каждого альбома делало эту затею экономически невыгодной.
Радиостанции, получая треки с разной громкостью записи для ротации в своём эфире, выравнивали громкость, в результате слушатели получали не совсем то, что готовили им звукозаписывающие компании.
А потом и вовсе появились цифровые носители информации. На компакт-дисках (CD) существует фиксированный предел громкости, после достижения которого общая громкость может быть увеличена только с помощью компрессии и последующего усиления. Чрезмерное применение этих средств может вызвать искажение и срез амплитуды сигнала, соответственно потерю качества звучания.
При записи на Super Audio CD или DVD-audio больше технических возможностей, однако их как правило выбирают меломаны и аудиофилы, нацеленные на качество звука. При увеличении громкости записи как раз теряются нюансы, контраст, оттенки и глубина, что сделает непривлекательным продукт для меломанов. Смысл опять теряется.
Британец Ян Шепард, инженер по мастерингу, принимавший участие в разработке технологии Blue Ray и DVD, посвятил теме войны громкостей целый сайт, а также установил в 2010 г. ежегодный День Динамического Диапазона (Dynamic Range Day). Основная мысль в том, что громкость звучания как таковая не имеет смысла, в то время как разница между тихими и громкими местами в композиции (динамический диапазон) позволяет раскрыть всю глубину, контрасты и оттенки. Именно это делает звук ярким и интересным.
Ян Шепард провёл собственное исследование и к 2015 г. составил список музыкальных альбомов, выпущенных за последние десятилетия, в котором расположил их по возрастанию не только громкости звучания, но и динамического диапазона. Вот что у него получилось:
Из графика Яна видно, что самым громким альбомом с таким подходом можно по праву назвать альбом “Death Magnetic” группы Metallica. Динамический диапазон у него минимальный при максимальной громкости звука, это значит, что он практически весь звучит на одной громкости, без тех самых нюансов и оттенков, которые обеспечивает широкий диапазон. Также из исследования следует, что альбом “1989” поп-певицы Тэйлор Свифт громче, чем “Back in Black” AC/DC. Удивляет?
Девятый студийный альбом Metallica “Death Magnetic” подвергся довольно жёсткой критике за плохой звук и излишнее сжатие со стороны фанатов и работников индустрии звукозаписи. Кстати, Ян Шепард был первым, кто предоставил подробный анализ производства и мастеринга альбома Metallica “Death Magnetic”. Шепард утверждал, что музыка была чрезмерно сжата и искажена и в результате пострадала. Его мнение о звучании альбома широко освещалось, а его комментарии были поддержаны фанатами группы. Более 20 000 человек подписали петицию с призывом сделать ремикс и ремастеринг альбома. В результате в 2015 г. альбом был переиздан на iTunes с новым мастерингом “Mastered for iTunes”, который отличается улучшенным динамическим диапазоном и отсутствием искажений. Все цифровые загрузки с официального сайта Metallica используют версию “Mastered for iTunes”.
Как слишком громкие альбомы в своё время были раскритикованы и "Californication" Red Hot Chilli Peppers, и "Mothership" Led Zeppelin и даже "Memories Almost Full" сэра Пола Маккартни. Вот ещё одно интересное видео сравнения пережатого звука на CD и хорошего звука на оригинальном виниле Red Hot Chilli Peppers:
Spotify имеет огромную базу данных из миллионов песен. В его API есть метрики для каждой песни, включая громкость, валентность (показатель того, насколько радостно или грустно звучит песня), танцевальность, энергию и другие. С помощью языка программирования R был построен вот такой интересный график на базе данных из Spotify:
На нём так же видно, как развивались события на полях сражений в войне громкостей. Сглаживание кривой в правой части графика говорит о том, что вред громкой музыки, а также важность качества передачи звука становятся всё более очевидными для всех участников индустрии звукозаписи. В этом сражении не может быть победителей.
Тем не менее альбом Metallica “Death Magnetic” можно по праву считать самым громким. Послушаем же “The Day That Never Comes”:
Послесловие: профессиональный аудиоинженер, автор аудиоустройства “SFX Machine” и нескольких научных публикаций по специальности американец Эрл Викерс провёл исследование и опубликовал в 2010 г. статью под названием “Война громкости: предыстория, предположения и рекомендации”. Вот выводы, к которым он пришёл в результате исследования:
Громкость не коррелирует с цифрами продаж
Громкость почти не влияет на предпочтения слушателя при сравнении разных песен
Слушателям, как правило, не нравятся побочные эффекты гиперкомпрессии, и они предпочитают более динамичную музыку
Контент “перевешивает” эффект громкости, особенно на радио
Громче не значит лучше! Если интересно, звуковой диапазон альбомов можно посмотреть здесь https://dr.loudness-war.info/
Не забывайте подписываться на канал. До скорых встреч!