В Хакасии необходимо усиленно развивать социальное партнерство. Этого требуют современные реалии. Регулярное участие широкого круга работодателей и трудящихся в обсуждении самых актуальных вопросов поможет избавить регион от многих проблем и конфликтных явлений.
Председатель Федерации Профсоюзов Хакасия Евгения Ольховская рассказала 19rusinfo.ru, почему это так важно, но сначала поделилась информацией о пройденном недавно обучении.
- Евгения Васильевна, вы прошли обучение в Академии труда и социальных отношений. Наши профсоюзы нуждаются в обучении?
- Оказывается, да. В 2020 году были внесены изменения в Конституцию Российской Федерации. Часть 1 статьи 114 дополнена пунктом е.4, который говорит о том, что правительство берет на себя обязанность по развитию социального партнерства в стране. Понятие социального партнерства для нас не новое, но появился новый подход. Академия труда и социальных отношений провела мониторинг по стране и установила, что необходимо обучение социальному партнерству, и Хакасии в том числе.
Нельзя сказать, что Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений не дорабатывает, но работает не так, как хотелось бы в рамках нового времени. В прошлом году Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений собиралась 11 раз, в этом году по плану столько же. В Хакасии в прошлом году комиссия собиралась 4 раза и всего 1 раз в истекшем периоде текущего.
- Вы сказали о закреплении нормы о социальном партнерстве в Конституции РФ. Неужели все так плохо было в стране с социальным партнерством, что появилась такая необходимость?
- Как я поняла, в ходе подготовки изменений в Конституцию выяснилось, что у нас не спрашивают мнение бизнеса, мнение граждан, кроме как на выборах. У нас фактически не интересуются мнением отдельных категорий, например, трудящихся. Исходя из этого дополнительные нормы были закреплены в Конституции, в Трудовом кодексе, регламентах правительства, Государственной думы. Все эти изменения как раз были направлены на развитие социального партнерства, чтобы спрашивать мнение по важным вопросам у бизнеса, трудящихся.
- А как обстоит ситуация с социальным партнерством в Хакасии? Насколько важно развитие этого направления для жителей республики?
- Пока не съездила на учебу, честно скажу, не до конца понимала, насколько важно. В этом году, надеюсь, будет принят закон о занятости. Он важный, сложный и давно назрел. Так вот, мы его не рассматривали. Мы не услышали мнение в Хакасии ни бизнеса, ни работников. По сути, каждая сторона при желании могла изучить законопроект.
В первом квартале Российская трехсторонняя комиссия рассматривала вопрос о тарифах на коммунальные услуги. На уровне Республиканской трехсторонней комиссии тарифы не рассматриваются. Не рассматривается бюджет, хотя во многих субъектах это происходит. Как следствие, у них нет проблем с тем, что деньги на зарплату учителей, врачей, других категорий работников не заложили. Просто потому что эти категории пристально отслеживают, как это происходит. У нас это больше делается кулуарно, в рамках подготовки министерствами, а потом публичные слушания и принятие Верховным Советом. Мнение большого круга лиц не учитывается.
В рамках обучения мы изучили в том числе регламент Государственной думы. Она не может принять бюджет без рассмотрения Российской трехсторонней комиссией. Считаю, этот опыт необходимо использовать в Хакасии, чтобы слышать мнение более широкого круга лиц. Хочу это попытаться реализовать в Хакасии.
- Есть ли еще предложения, как наладить работу в данном направлении в республике?
- Не я первая в регионе озаботилась этой проблемой. Министерство труда и социальной защиты Хакасии на последнем заседании впервые за последние пять лет широко представило работодателей. Надеюсь, это не разовая акция.
Нужно на Республиканской трехсторонней комиссии регулярно рассматривать эти вопросы, особенно законодательные инициативы, касающиеся жизни людей. Это площадка, которая может не допустить напряжения в среде трудящихся, каких-то забастовочных действий. Нужно все проблемы рассматривать еще до их возникновения, предотвращать их.
На уровне республики все еще обстоит неплохо, а на муниципальном все гораздо сложнее. Работодатели говорят, что их не хотят слушать, муниципальные власти не хотят этим заниматься. Хорошо в данном направлении работают Саяногорск, Черногорск, Сорск. Раньше хорошо работал Ширинский район. В остальных муниципалитетах социальное партнерство развито слабо.
- Пользуясь случаем, задам вопрос о тревожной ситуации в Забайкальском крае, где 28 июня на заседании законодательного собрания отменили районную надбавку в 20% к зарплатам с 1 июля. Не ждет ли такая мера Хакасию?
- Мы очень озабочены этим вопросом. В 2019 году наши 30% северной надбавки попадали под регуляторную гильотину. Мы обращались в Министерство труда России, и на основании наших писем Хакасию исключили из законопроекта. При введении регуляторной гильотины на федеральном уровне для республики установили переходный период, в который должны быть разработаны и приняты новые нормативные акты. Как это произойдет, северная надбавка будет отменена. Минтруд России установил срок до 2025 года.
В Забайкальском крае пошли по другому пути. Они убрали советскую норму и ввели разовую региональную надбавку в 20%. Когда денег в бюджете стало катастрофически не хватать, они приняли большинством голосов законопроект. Регулярное увеличение к окладу одно, а разовая надбавка - другое. Это при том, что Забайкальский край не самый благополучный, как и наша республика. Люди живут достаточно бедно.
Так что мы очень боимся этого. К Хакасии также применяется федеральная норма - коэффициент 1,2. Существует и региональная, которая была введена ВЦСПС еще в советский период. Будем держать руку на пульсе, потому как 30% северной надбавки - серьезная поддержка. Будем стараться, чтобы ни на каком уровне коэффициенты не были отменены. Главная задача власти - улучшать благосостояние, а не находить способ улучшить его лишь статистически.