Найти тему
5,9K подписчиков

Рим Бикмаев: «Арт-квадрат» для нас больше, чем бизнес»

Уникальное культурное пространство в Уфе – «Арт-квадрат» - продолжает трансформироваться и развиваться. Его создатель - бизнесмен Рим Бикмаев - уверен: креативные технологии — это не только про деньги. Тем не менее креативный кластер должен быть самоокупаемым – «иначе все остальное закроется».

Уникальное культурное пространство в Уфе – «Арт-квадрат» - продолжает трансформироваться и развиваться. Его создатель - бизнесмен Рим Бикмаев - уверен: креативные технологии — это не только про деньги.

«Искусственно выращенное вряд ли окажется жизнеспособным»

Г-н Бикмаев вспоминает, что «когда создавался «Арт-квадрат», никто не понимал, что мы делаем, и никто не верил, что из этого что-то получится».

- Все думали, что в историческом центре Уфы появится очередная высотка и на этом все закончится, - рассказывает г-н Бикмаев. - А у нас был проект, все было просчитано, сформирован бизнес-план: галерея, парковка, торговля. Конечно, время внесло в проект коррективы, а мы успели подсмотреть интересные вещи и пошли другим путем. Мы считаем, что он оказался правильным. Удачно совпало, что удалось найти финансирование на реализацию проекта, и получилось выкупить у города много помещений. Локация «Арт-квадрата» — сложно найти лучше, в самом центре Уфы. «Арт-квадрат» стал точкой притяжения креативной молодежи и обязательным пунктом для посещения туристами.

Предприниматель признается, что креативщики «сто раз меняли концепцию».

- Пандемия вынудила нас посадить офисы и банк, которого там не должно было быть, - говорит он. – Потому что это неинтересно. Но проект должен был быть самоокупаемым - иначе все остальное закроется. Мы постоянно в этом процессе изменений. Нет такого, что сделали, построили и забыли. «Арт-квадрат» будет меняться всегда, и мы всегда открыты к новым предложениям и идеям. Мы готовы даже дать приз тому, кто предложит лучшие идеи по арт-объектам.

По мнению Рима Бикмаева, с государственным участием креативного пространства в Уфе бы не получилось.

- Конечно же, есть много примеров в других городах, когда вложены государственные деньги, и получилось хорошо, - констатирует он. - Но в данном случае - ну не может же государство быть везде. Мы здесь постепенно создавали «Арт-квадрат». Поскольку мы находимся внутри него, то постоянно им занимаемся, каждый день корректируем изначальную концепцию, исходя из сегодняшних реалий. Если же в проекте участвовало какое-нибудь министерство, они бы утвердили порядок и план, от которого нельзя было бы отступать.

Бизнесмен уверен, что «государству лучше не мешать, а создавать условия для развития бизнеса».

- Тем более что искусственно выращенное вряд ли окажется жизнеспособным, - полагает он. - Инициатива должна идти от людей, от предпринимателей. Предприниматель создает на площадке какие-то условия. Если есть цель создать общественные пространства, где есть бизнес, творчество и так далее, тогда нужно определить статус и предусмотреть какие-то льготные условия на определенный срок. Это необходимо, чтобы театр, школа танцев, художники могли сесть и начать развиваться.

В ближайшее время на территории креативного квартала открывается художественная мастерская. Художников разместили в сквере, и пока все идет неплохо. Здесь же занимаются рисованием дети.

- А теперь они же открывают гончарную мастерскую, где любой человек может заниматься этим делом, - рассказывает автор проекта. – «Арт-квадрат» — это площадка, место для того, чтобы люди реализовывали свои идеи. Мы же не делаем все сами: не рисуем, не ставим спектакли. К нам приходят люди со своими идеями. Если это соответствует нашим нормам морали и этики, если мы считаем, что это будет интересно, мы идем и делаем это вместе с ними, предоставляем площадку.

Таким образом начинающий заниматься каким-либо творчеством человек получает возможность реализовать себя. Есть здесь и сцена, где можно выступить.

- Наши коллеги, которые занимаются маркетингом и рекламой, конечно, сначала проведут прослушивание, - поясняет руководитель проекта. - В «Арт-квадрате» должно быть удобно и комфортно всем. И «Арт-квадрат», как живое существо, продолжит меняться.

«Мы не боимся конкуренции, пусть креативных пространств становится больше»

Рим Бикмаев заявил, что «все это для нас больше, чем бизнес».

— Это не только про деньги, - признается он. - Но когда все хорошо совпадает, то в конечном итоге получается и то, и другое. Мы видим, как люди фотографируются в «Арт-квадрате», как проводят время, столько приходит туристов, как кто-то кому-то что-то показывает. Вот сегодня слышали, как девушка говорила своему спутнику, что есть еще один хороший вид, туда еще нужно сходить и фотографироваться. А мы этого вида не замечали.

Недавно о концепции креативного кластера Рим Бикмаев рассказал президенту страны Владимиру Путину на выставке «Развитие креативной экономики в России». А глава государства пообещал поддержать творческих бизнесменов, разработав условия для такой государственной поддержки.

- Нас заметили, как хороший пример региональных креативных кластеров и пригласили поучаствовать в выставке и поделиться опытом, - рассказал Рим Рифгатович. - Мы презентовали «Арт-квадрат» как региональное пространство, построенное полностью на частные инвестиции. Это заметили организаторы этой выставки. Мы считаем, что проект оценили, значит, мы делали его не зря.

По словам Рима Бикмаева, в будущем его команда даже планирует новые островки «арт-квадратов» в городе, в частности, в микрорайоне Сипайлово. Однако, чтобы этот процесс шел быстрее, нужны особые условия для привлечения бизнеса в отдаленные территории, такие как уфимская Черниковка.

- Эти меры нужно принять на уровне Российской Федерации - определить статус пространства, законы, - перечисляет он. - Что такое креативный класс? Это понятие не определено. Критериев креативности тоже нет. Как, например, отличить арт-пространство от торгового центра? Необходимо разработать одинаковые правила игры для всех. Сформулировать, что считается креативной экономикой: торговый центр, большой торговый центр под открытым небом, торговый центр с большим количеством открытых площадей. Тогда можно будет понимать, что можно считать креативным кластером. Для этого необходима большая работа, подготовка конкретных решений, которые должны быть зафиксированы в постановлении российского правительства.

Что касается самих креативных предпринимателей, то их в Уфе много, полагает бизнесмен. Есть и с более интересными идеями, есть и более целеустремленные.

- Мы не боимся конкуренции, пусть в городе новых креативных пространств становится больше, - говорит он.

Автор: Антонина Чеснокова