Найти тему
"Волость"

Власти Кузбасса считают, что благополучие региона зависит от количества саженцев

Послушать чиновников, так нынешнее поколение кузбассовцев точнехонько будет жить если не в райских кущах, то всенепременно среди непроходимых зеленых лесов да прозрачных рек под голубым небом, которые под их чутким руководством высаживаются, очищаются и освежаются.

Вчера в природоохранном ведомстве правительства похвастались, что в Кузбассе высадили 500 га компенсационных лесов, а еще 800 га леса высадят осенью:

«При реализации национального проекта «Экология» в регионе достигли стопроцентного баланса выбытия и воспроизводства лесов по принципу «1 га вырубили – 1 га посадили». С начала действия нацпроекта почти в 50 раз — с 37 га в 2018 году до 1 792,4 га в 2022 году — выросла площадь компенсационных лесов».

Всё бы ничего, но ведь и в прежние времена каждую весну и осень жители области высаживали саженцы многими тысячами в разных уголках нашего загаженного горными отвалами региона. Те, кому сейчас 50-60-70 лет, ещё по советскому детству могут вспомнить свои многочисленные субботники и воскресники по высадке деревьев да кустарников — в том числе и на горных отвалах. Да вот незадача – мало где наросли на тех местах деревья, а тем более лес. Саженцы кое-где посохли уже через неделю, где-то сгорели вместе с прошлогодней травой, а иные затенили густые осинники да облепиха так, что даже маленьких пеньков не осталось. Не осталось потому, что за ними не ухаживали.

Тем не менее, периодические рапорты о высадке тысяч саженцев не кончаются. Взять хотя бы последние несколько лет. В прошлом году, например, сообщалось, что 15 тысяч жителей региона участвовали в эколого-патриотической акции «Сад памяти». Они озеленили 453 территории, где было высажено 439 тысяч деревьев и кустарников. Из них 404 тысячи растений появилось на землях лесного фонда на площади 115 га, а 35 тысяч — в населенных пунктах на площади 112 га.

Даже мысленно представить себе такую площадь работы непросто. А ведь в прошлом году планировали восстановить леса на площади 11,8 тысячи га. До этого были в Кузбассе и другие акции: почти 6 тысяч добровольцев присоединились, например, к Всероссийской акции «Сохраним лес — 2020». Вместе с лесниками они высадили 212 тыс. сеянцев ценных хвойных пород деревьев в 11 лесничествах. Также 36 тыс. деревьев высадили в рамках региональной акции «Мой зеленый двор». В одном из информационных сообщений Сергей Цивилёв заявил, что в Кузбассе в 2020 году высадят почти 6,5 миллионов деревьев!

Согласитесь, даже если половина из посаженных сосенок, березок да елей с пихтами выжили, то дышать нам было бы немного легче. Однако как раз об уходе за посадками никто нам не сообщает. Выходит, посадили, отрапортовали, а там хоть трава не расти (в нашем случае – дерево)! Между тем, именно уход за саженцами и есть основная неприметная, трудная и часто неблагодарная работа.

-2
-3

Любой лесник знает, что выкопать ямку и воткнуть в неё корешок будущего дерева — это лишь начальный этап воспроизводства леса. Для того, чтобы он вырос, за ним нужно ухаживать, его нужно охранять от пожаров, защищать от болезней и вредителей. Без ухода посадка леса чаще всего не приводит ни к каким результатам: например, вырубки, на которых посажены молодые деревья сосны, ели или пихты, зарастают обычно березой, осиной, которые лучше других приспособленными к суровым сибирским условиям. Даже если ничего не высаживать искусственно – отвал или пустошь постепенно зарастет. Но много ли пользы будет от такого леса?

По мнению профессиональных лесоводов для того, чтобы посадка леса оказалась успешной, за ним требуется интенсивный уход на протяжении полутора-двух десятилетий. В общем, пока что не видно на кузбасских просторах молодых лесов, которые должны была нарасти хотя бы за пару-тройку десятков лет. Тогда зачем чиновники экологических ведомств ежегодно сообщают про сверхплановые работы по лесовосстановлению в Кузбассе?

Полагаем, потому, что ещё несколько лет назад — задолго до тотального введения санкций и ограничений, наложенных на РФ многими странами, — российские власти разработали долгосрочную стратегию низкоуглеродного развития страны, чтобы адаптировать нашу экономику к глобальному энергопереходу, сократить выбросы парниковых газов и добиться углеродной нейтральности к 2060 году.

Кузбасс – один из крупнейших источников выброса в атмосферу метана, который считают одним из основных виновников глобального потепления. Предполагалось, что страны, подписавшие соглашение о снижении углеродных следов, должны поэтапно модернизировать вредные производства и серьезно браться за озеленение, ведь леса поглощают СО². Именно по этой причине угольным компаниям и региону в целом хотелось доказать всему человечеству, что лесов в Кузбассе так много, что они теоретически поглощают чуть ли не все выбросы.

После этого угольные компании начали сообщать о создании карбоновых полигонов, где бы проводились эксперименты для контроля за производством и поглощением деревьями парниковых газов. Надо было научно доказать, что уголь здесь самый чистый, а Кузбасс – самый зеленый. Поэтому топливо можно было бы экспортировать без экологических ограничений и штрафов.

-4
-5

Однако беда пришла откуда не ждали. Осенью прошлого года ЕС вообще отказался от российского угля, и вовсе не по причине экологических нарушений, а по политическим мотивам. Но распоряжение «партии и правительства» насчет энергоперехода и низкоуглеродного развития России никто не отменял. Более того, видимо, в верхах теплилась надежда на восстановление добрых и выгодных отношений с ЕС, поэтому-то из нашего регионального правительства весной и осенью продолжают появляться сообщения о массовых высадках деревьев — сотнями тысяч и миллионами.

Не исключаем даже, что в итоге лесов у нас будет посажено так много, что Кузбасс по отчетам станет не крупнейшим загрязнителем, а главным источником пополнения земной атмосферы кислородом. Ведь все помнят, как городская атмосфера Новокузнецка каким-то волшебным образом очистилась за короткий период аж на 20%, хотя никто из горожан этого не заметил.

Смеем предположить, что если запрет на экспорт кузбасского угля в Европу и другие крупные страны мира, поддержавшие санкции, сохранится ещё в течение года-двух, то исчезнет и надобность информационного «озеленения» Кузбасса. Перед угольщиками в полный рост встанут совсем другие проблемы, уже не до сосенок с березками будет.

Александр Сусоев