Найти тему

ИННОВАЦИИ В ИСКУССТВЕ

Анализируя особенности современного искусства и взаимодействие науки и искусства, режиссер Вадим Кошкин считает, что классическая наука возникла именно тогда, когда искусство стало классическим. Неклассической наука стала тогда, когда искусство перестало быть классическим. Сегодня, когда наука становится постнеоклассической, оперирующей в нано-мире между наименьшими искусственными механизмами и наибольшими живыми молекулами, искусство также перемещается в трансграничную область, соединяющую сухой силиконовый мир с влажной биологией живых систем. Подобные взгляды возникают в связи с неумолимым возрастанием темпа жизни: наука и техника не стоят на месте, и все время предлагают потребительскому рынку инновационные продукты, гаджеты, технические модернизации и т.д. Сегодня невозможно представить жизнь человека без мобильного телефона, компьютера с массой «новомодных» операционных систем, автомобилей, наконец, интернета – массового поглотителя времени и «стерателя» расстояний. Не удивительно, что искусство, являясь частью общества, отражая его мировоззрение, органично вплетенное в него, не стоит на месте. На него оказывает большое влияние технократичность современного мира и ускорение ритма жизни. На фоне всех исторических перемен возникают новые течения, стили, направления и способы передачи субъективного прекрасного деятелями искусства. Разобраться в столь большом потоке эстетических новинок порой сложно даже опытным искусствоведам. В конце XIX века апогеем искусства реализма стала фотография. Одним из самых первых значительных событий для искусства в технологической сфере является изобретение фотоаппарата. К изобретению фотоаппарата, привычного и известного всем, человечество шло на протяжении многих столетий. Создание этого устройство было связано с развитием оптики, физики и химии. Ведь недостаточно было получить такой аппарат, необходимо было еще и закрепить изображения, перенести их на другие материалы. Новые открытия и разработки в области фотографии были сделаны только в начале XIX веке. В 1816 году Жозеф Нисефор Ньепс сконструировал первый фотоаппарат, которым сделал снимки из окна своего кабинета и зафиксировал их на бумаге. Через год другой изобретатель Карл Гаусс создал первую модель объектива. Все столетие продолжались опыты по созданию материала, способного зафиксировать снимки. При помощи цинковой пластинки, с нанесенным асфальтовым слоем, Жозеф Ньепс сделал долговечные фотоснимки. А через несколько лет этому ученому удалось создать такую фотографию, изображение на которой существует и в наше время. А в 1835 году изобретатель Табольт, основываясь на опытах других ученых по закреплению изображения, получил негатив. С этого времени начинается активное фотографирование с использованием сначала пластин, а затем и пленок, сменили которые электронные устройства. На сегодняшний момент времени фотография сама по себе стала автономным видом искусства со своими стилями направлениями и техниками. Также можно выделить в отдельную область компьютерную обработку фотографий. Многие фирмы - производители операционных систем предлагают пакетные установки для моделирования 2D графики. Не стоят на месте и предложения фирм на технические новинки в области фотоаппаратов. Существуют цифровые, зеркальные – полупрофессиональные, профессиональные, пленочные фото- 16 аппараты. А перечислять возможности усовершенствования каждого по средствам специальных приспособлений не имеет смысла - так велико их количество. Также современным и не теряющим актуальность видом искусства можно по праву считать кинематограф. В понятие кинематографа входят киноискусство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киновеXдение. Сами кинофильмы могут сниматься в различных жанрах игрового и документального кино. Не случайно кинематограф с началом XX века стал считаться полноценным видом искусства. Исторически кинематограф появился в результате решения задачи по закреплению на материальном носителе изображения непрерывного движения объектов и проекции этого движения на экран. Для решения этой задачи необходимо было создание сразу нескольких технических изобретений: гибкой светочувствительной плёнки, аппарата хронофотографической съёмки, проектора быстро сменяющихся изображений. Первая гибкая светочувствительная негорючая плёнка была изобретена русским фотографом И. В. Болдыревым в 1878—1881 гг., затем американскими изобретателями Г. Гудвином в 1887 году и Дж. Истменом в 1889 году была создана горючая, целлулоидная пленка. Первые же аппараты хронофотографической съемки были сконструированы в 80-х годах XIX века. К ним относятся: «фоторужьё» французского физиолога Э. Марея (1882), аппарат французского изобретателя О. ле Бернса (1888), аппарат английских изобретателей У. Фризе-Грина и М. Эванса (1889), аппарат русского фотографа В. А. Дюбюка (1891), «Фоноскоп» французского физиолога Ж. Демени (1892). Пионерами в создании аппаратов для проекции на экран быстро сменяющихся изображений были: немецкий и русский фотографы О. Анщюц и В. А. Дебюк, создавшие соответственно в 1891 и 1892 годах проекционные аппараты различной конструкции, но с одинаковым названием — «Тахископ», французский изобретатель Э. Рейно, создавший в 1892 году проектор под названием «Оптический театр», и русские изобретатели И. А. Тимченко и М. Ф. Фрейденберг (1893). Конечно же, нельзя не вспомнить заслуги братьев Люмьер[7, 8]. 17 Кроме остальных ответвлений прикладного творчества, что создаются именно руками через физический контакт, есть также искусство, процесс создания которого связан с использованием технических средств, в частности ПК. Искусство анимации и 3D графики ничуть не меньше интересует известных ценителей, нежели все другое. Поскольку на нынешнем этапе жизни проходит тотальная компьютеризация, требуются все разновидности искусства, сопутствующие данному человеческому кардинальному перевороту. Отдельной сферой в искусстве и набирающей обороты является компьютерная графика. Сейчас существуют пакетные приложения по создания статичной 2D и 3D графики, а также 3D и IMAX 3D анимации. Возможности современных мощных компьютеров, созданных специально для графики, практически безграничны. Следует отметить, что компьютерная графика все больше применяется в различных областях: дизайн практических любых предметов, кинематограф и мультипликация, интернет технологии и ресурсное обеспечение и т.д. Так же в отдельную категорию выделяют искусство академического рисунка и живописи по средствам компьютера и специальных графических планшетов со сверхчувствительными перьями. Порой реальные объекты сложно отличить от смоделированных и прорисованных на компьютерах. Кроме того существуют отдельные техники и направления в искусстве, которые сейчас стали самостоятельными и имеют собственные гаджеты и новинки производства для создания и реализации эстетических ценностей. Это: флористика и ландшафтный дизайн, дизайн костюма, визаж, автомобилестроение, индустрия создания видеоигр и т.д. Здесь же различные современные техники живописи: граффити, рисунки мелками на асфальте, техника коллажа и т.д. Следует отметить, что и в музыкальном, и в литературном творчестве происходят значительные перемены. Музыканты используют и придумывают новые, не классические инструменты, делают музыку и человеческий голос полностью на компьютере. Литераторы порой сочиняют не романы и эпопеи, а емкие и запоминающиеся слоганы для реклам и ТВ-шоу. И все это разнообразие и разноплановость подходов тоже трактуется как искусство. Сложно предугадать, куда заведет прогресс искусство завтра. Ещё совсем недавно академическими жанрами считались: архитектура и градостроение, живопись, скульптура, оркестровая музыка, классические стили литературы. А 18 сегодня в бесконечном потоке информации сложно разобраться и сосчитать, сколько же новых жанров, стилей, техник появилось в искусстве. Современное искусство восхитительно и разнообразно. Это та сфера жизни, которая не может вызывать равнодушия. Одобрение, положительные эмоции, критику, однако только не безразличие. «Для художника проблема признания начинается с одного простого и противного вопроса: когда смотрят на его работу, считают ли ее искусством?». Таким образом, каждый творческий человек занят тем, что влияет на сознание общества и образование вкусов. Однако, вопрос о том, что же можно действительно считать предметами эстетического наслаждения и включать в сборники по современному искусствоведению, а что оставить «за кадром»? Вопрос риторический и каждый имеет свой субъективный ответ на него. Современные теоретики и практики в области художественного творчества считают, что для того, чтобы найти настоящее искусство, нужно раскопать гору суррогата, и с течением времени гора становится всё больше и больше. Однако не всё так мрачно, как могло бы показаться. Возможно, что в процессе дальнейшей духовной эволюции человека он осознает, как можно более органично внедрить новые технологии в искусство. Именно с этих позиций неоспорим тот факт, что наука и прогресс имеют прямое влияние на искусство во всех сферах его проявления. Происходит это вследствие того, что технические новинки напрямую связаны с появлением инноваций в сфере эстетического, созерцательного, творческого, так как дают почву развиваться авторам, не знакомым с классическими видами искусства. Что же близко каждому из нас, личный выбор, ведь «на вкус и цвет фломастеры разные»

Ю.В. Беловусова (науч. рук. Н.А. Фатеева)