Найти тему
Капканы Истории

От язычников к христианам и исламу: религиозные войны в Древнем Судане

Оглавление

Смена религии чаще всего приводит к кровопролитию и войне, поскольку боги держатся за свою силу, а их жрецы, цари и царицы берутся за оружие, чтобы защитить их.

Святой Петр вставлен в изображение с фараонами, Вади-эс-Себуа (конец VII-начало VIII века) ( общественное достояние )
Святой Петр вставлен в изображение с фараонами, Вади-эс-Себуа (конец VII-начало VIII века) ( общественное достояние )

В истории Судана нубийцы сначала защищали свою религию от римлян, но языческие боги не могли противостоять волне христианства, которое к раннему Средневековью прочно обосновалось в суданском бассейне Нила, когда возникло могучее царство Куш, позже распавшееся на три христианских царства. После крестовых походов к началу 16 века ислам распространился из Египта, а восстание вспыхнуло на территории Старого Куша. А началось все на крохотном острове в Ниле, чуть выше Первого порога, в районе Асуана.

Панорамный вид на храм Филе с юга, на его нынешнем месте на острове Агилкия (общественное достояние)
Панорамный вид на храм Филе с юга, на его нынешнем месте на острове Агилкия (общественное достояние)

Царица Аманирена и римляне

Прямо над первым порогом Нила, в Асуане, на реке находился небольшой остров, не более 380 метров в длину и около 120 метров в ширину, который назывался Филе. Филе был священным местом как для египтян, так как считались местом захоронения Осириса, так и для нубийцев, построивших там храм Амона. Столь свят был этот храм, что его изолировали и назвали «Неприступным», ни жрецам не разрешалось жить в нем, ни рыбам Нила приближаться к нему, ни даже птицам летать над ним. Первый Катаракт был также центром торговли между Мероэ из Куша и Мемфисом в Египте.

Хотя Первый порог обозначал южную границу Египта, а остров Филе входил в состав египетской территории, в эпоху 25-й династии, когда нубийцы правили Египтом как Черные фараоны, фараон Тахарк построил храм, посвященный Амону, на острове. Впоследствии египетские и птолемеевские фараоны также возводили храмы на священном острове. Паломники приезжали со всего мира, чтобы отдать дань и поклониться богам. Сюда совершили паломничество кушанский царь Аркамани, правивший в Мероэ во время египетского восстания Хорвеннефера против Птолемея IV Филопатора (годы правления 221–204 до н. э.), и его преемник царь Адикхаламани.

Оригинальная римская калига, или римский ботинок, пережиток мероитско-римской войны, найденная в Каср-Ибриме, Египет. (Первый век до нашей эры – первый век нашей эры) Британский музей. ( Prioryman / CC BY-SA 4.0 )
Оригинальная римская калига, или римский ботинок, пережиток мероитско-римской войны, найденная в Каср-Ибриме, Египет. (Первый век до нашей эры – первый век нашей эры) Британский музей. ( Prioryman / CC BY-SA 4.0 )

В течение первого века до нашей эры римское правление Египта уменьшило количество паломников, но не со стороны нубийцев. Именно в этот период в 25 г. до н.э. смелая правительница царства Куш по имени Аманирена и ее сын Акинидад вступили в полномасштабную войну с римским Египтом за эту территорию, вероятно, чтобы вернуть священный остров для нубийцев и извлечь выгоду из торговых отношений Первого Порога. Поначалу царица и ее сын радовались победе. Она даже имела наглость совершить набег на храмы в Филе, нарушив правило «неприступности», осквернила храмы, разрушила статуи и привезла домой голову статуи императора Августа для погребения под ступени храма в Мероэ, где люди символически попирали ногами вражеского императора.

Голова статуи императора Августа, найденная в Мероэ, Судан. Британский музей. ( Айвок / CC BY-SA 3.0)
Голова статуи императора Августа, найденная в Мероэ, Судан. Британский музей. ( Айвок / CC BY-SA 3.0)

К 20 г. до н.э. царица Аманирена потеряла не только глаз в битве, но и своего сына, павшего от рук римлян, и была готова к миру. Она отправила эмиссара с просьбой о мире к императору Августу, который был на Самосе, и мирный договор был подписан. Постоянная граница между Мероэ и римским Египтом была установлена ​​в Махараке. Храм Махарака строился во времена Римской империи, но так и не был завершен. Он представляет собой архитектурное сооружение с винтовой лестницей в углу двора, которая вела на крышу. Это единственный египетский храм в Нубии с винтовой лестницей. Нубийцы не получили Филе, но им был дарован Каср Ибрим, расположенный на скале над Нилом. Храм на Филе был в конце концов закрыт в 535-538 годах нашей эры, и нубийцам было запрещено входить в него, поэтому они перенесли свой культ Исиды в Каср Ибрим. Мир продлился всего несколько столетий.

Вид на храм Исиды на острове Агилкия — вид с водохранилища Насер (CC BY-SA 2.0)
Вид на храм Исиды на острове Агилкия — вид с водохранилища Насер (CC BY-SA 2.0)

Нарушение царицей Аманиреной статуса «Неприступного» не имело никакого значения 2000 лет спустя, когда была построена Асуанская плотина и остров Филе был затоплен. Однако храмовый комплекс разобрали и перевезли на близлежащий остров Агилкия в рамках проекта ЮНЕСКО в Нубии. Каср Ибрим стал островом на озере Насер, на котором находились руины христианского епарха Нобатии и источник самой большой из когда-либо найденных коллекции древних нубийских документов. Царица Аманирена прожила до 10 г. до н.э. и была похоронена в Джебал-Баркале.

Три христианских нубийских королевства у порогов Нила ( CC BY-SA 2.0 )
Три христианских нубийских королевства у порогов Нила ( CC BY-SA 2.0 )

Христианская Нубия: Нобатия, Макурия и Алодия

К шестому веку нашей эры политический ландшафт Судана изменился. Царство Куш разделилось на три нубийских царства: Нобатию на севере со столицей в Пахорасе (Фарасе); центральное царство, Макурия, со столицей в Тунгуле (Старая Донгола), примерно в 13 километрах к югу от современной Донголы; и Алодия, в самом сердце царства Старый Куш со столицей в Собе (ныне пригород современного Хартума). Именно в этом столетии христианство проникло через Красное море с торговыми караванами верблюдов, пересекающими эти земли.

Нобатия

На протяжении веков кочевая группа, называемая блеммии, жила на землях между Нилом и Красным морем к северу от Мероэ. Гудрун Даль (2006) описывает этот регион так: «В политическом отношении это была своего рода ничейная земля, где караваны, если они не были обеспечены значительным эскортом, доставались разбойникам». Несмотря на то, что блеммеи были кочевниками, они считали свою страну царством и в течение III века н.э. совершили несколько набегов на Римский Египет, настолько удачных, что римляне признали их грозным военным противником. Блеммеи даже объединились с пальмирцами против римлян в битве при Пальмире в 273 году н.э. В 298 году н.э. Диоклетиан заключил мир с нобатиями и блеммиями, согласившись, что Рим отодвинет свои границы на север, к Филе.

В то время как блеммеи занимали территорию вокруг Красного моря, нобатийцы селились на западном берегу Нила в северном Куше. Около 400 г. н.э. Нобатия победило блеммиев и оккупировало их территорию между Вторым и Третьим порогами со столицей в Пахоре (современный Фарас). Кочевники собирались в хорошо вооруженные отряды всадников, которые предлагали свои услуги для защиты (проще говоря – наемники); в конце концов они породнились с мероитами, став военной аристократией.

Остров Каср Ибрим в водохранилище Насер ( Roland Unger / CC BY-SA 4.0 )
Остров Каср Ибрим в водохранилище Насер ( Roland Unger / CC BY-SA 4.0 )

Когда им запретили въезд в Филе и после переноса культа Исиды в Каср Ибрим, часть нобатийской элиты уже обратилась в христианство, но 543 г. н.э. указан как официальная дата, когда Нобатия стала христианской. Хотя церковь Тахарка, скорее всего, была построена между 542 и 580 годами, язычество имело глубокие корни, и только после того, как Нобатия вошла в состав царства Макурия, примерно с 628 по 642 год, Каср Ибрим стал центром христианства, на нем был построен собор.

Макет Фарасского собора в состоянии раскопок в начале 1960-х гг. (Збигнев Долинск/ CC BY-SA 3.0)
Макет Фарасского собора в состоянии раскопок в начале 1960-х гг. (Збигнев Долинск/ CC BY-SA 3.0)

Макурия

Царство Аксум (в Эфиопии) приняло христианство в качестве государственной религии в середине IV века при царе Эзане, намного раньше, чем Куш. Стела Геэза, обнаруженная в Мероэ, столице Куша, относится к неназванному правителю царства Аксум, вероятно, к Эзане, который был «царем аксумитов и омеритов». Мероэ был разграблен Аксумом в 330 г. н.э.

В это время население из Кордофана стало селиться в долине Нила и смешалось с мероитами, вызвав социальные преобразования. Таким образом, из пепла царства Куш, охватывавшего территорию вдоль Нила от Третьего порога до места к югу от Абу-Хамада, а также части северного Кордофана, возникло царство Макурия. Мероэ и его пирамиды превратились в руины, и к концу пятого века один из макурийских царей перенес столицу из Напаты в Донгола. В 530 году н.э. у императора Юстиниана был план включить и обратить Макурию в христианство в попытке предотвратить сасанидскую персидскую экспансию. Таким образом, к VI веку Макурия была обращена в христианство.

Нубийский лучник на португальском манускрипте XVI века (LeGabrie / CC BY-SA 4.0)
Нубийский лучник на португальском манускрипте XVI века (LeGabrie / CC BY-SA 4.0)

Небольшая предыстория обращения Нубии состоит в том, чтобы рассмотреть византийское разделение веры на две разные природы Иисуса Христа. Император Юстиниан принадлежал к халкидонской секте, официальной деноминации империи, а его жена Феодора была миафизиткой, из самой сильной секты в Египте. Иоанн Эфесский описал, как две конкурирующие миссии были отправлены в Нубию: миафизиты прибыли первыми в северное царство Нобатия и обратили его в 543 г. н.э., но Макурия приняла халкидонскую доктрину. В 573 г. н.э. макурианская делегация прибыла в Константинополь, привезя подарки: изделия из слоновой кости, жирафа и объявление союза с византийцами. В начале VII века сасанидам удалось захватить Египет, ослабив северное царство Нобатия, имевшее хорошие отношения с Египтом.

Арабы вторглись в Макурию из Египта и осадили её столицу Донголу, но были отбиты нубийцами, славившимися своей стрельбой из лука. Вторжение потерпело неудачу, мусульманин Аби Сарх и христианский макурийский царь Калидурут составили мирный договор, известный как Бакт, который предусматривал торговые обмены и небольшую дань Египту. Бакт чтили шесть столетий. Позже царь Меркуриос максимально использовал мирное соглашение, объявил миафизитское христианство официальной религией Макурии и основал монументальный монастырь Газали в Вади-Абу.

Остатки монастыря Газали. Художник Карл Рихард Лепсиус (1849 г.) ( общественное достояние )
Остатки монастыря Газали. Художник Карл Рихард Лепсиус (1849 г.) ( общественное достояние )

Королевство Макурия процветало в IX и XI веках. После смерти короля Иоанна в 835 году дань, предусмотренная Бактом, была анулирована. Эмиссар из империи Аббасидов пригрозил войной, если невыплаченная дань не будет доставлена. Георгий I только что был коронован и с большой помпой и пышностью отправился в Багдад. Сирийский патриарх Михаил XII века так описывал свиту: «Георгий ехал на верблюде, держал в руках скипетр и золотой крест, а над головой держали красный зонт». Он был хорошо образован и воспитан, и ему удалось убедить халифа списать нубийские долги и уменьшить выплаты по Бакту. После его возвращения в Донголе была построена новая, Крестообразная церковь, а также Тронный зал Донголы, руины которого сохранились до сих пор.

В Х веке Макурия напала на Египет и после нескольких сражений сумела обезопасить территорию вдоль Нила до Асуана. В 961 году шииты Фатимиды завоевали Египет, и их эмиссар Ибн Селим эль-Асвани посетил макурийского царя Георгия III, который почтил восстановление Бакта, но отклонил предложение принять ислам, вместо этого пригласив правителя Фатимидов принять христианство. Отношения между Макурией и Фатимидским Египтом должны были оставаться мирными, поскольку Фатимиды нуждались в нубийцах как в союзниках против своих врагов-суннитов.

Соба во время раскопок в конце 2019 года ( Мариуш Джевецкий / CC BY-SA 4.0)
Соба во время раскопок в конце 2019 года ( Мариуш Джевецкий / CC BY-SA 4.0)

Алодия / Алва

Третьим царством, возникшим в результате падения Куша, была Алодия или Алва, на Пятом пороге и простирающееся ниже Шестого порога, включая Голубой и Белый Нилы. Ее столицей была Соба, расположенная на Голубом Ниле, в 19 километрах от центра современного Хартума. Это царство было последним, обратившимся в христианство в 580 году. По словам Иоанна Эфесского, царь Алодии попросил царя Нобатии прислать епископа для крещения своего народа, и в 580 году Лонгин крестил царя, его семью и местную знать. Таким образом, Алодия стала частью христианского мира под управлением Александрийского коптского патриархата. После обращения несколько языческих храмов, например, в Мусавварат-эс-Суфра, были преобразованы в церкви.

Алодия не была включена в мирный договор Бакта. Хотя арабам не удалось завоевать Нубию, они начали селиться вдоль западного побережья Красного моря и основали портовые города Айдхаб, Бади и Суакин — жемчужину Красного моря, также известную как Порт Доброй Надежды Птолемея, Лимен Евангелис. Первоначально Суакин был поселением племени беджа, но после упадка Бади он расширился. Беджа представляли собой кочевое племя, существовавшее уже к 4000 г. до н.э. и занимавшее земли у Красного моря.

Бедуин народа беджа ( Niksweweg / CC BY-SA 4.0 )
Бедуин народа беджа ( Niksweweg / CC BY-SA 4.0 )

Шиитские Фатимиды завоевали Египет, и их посланник Ибн Селим эль-Асвани Алодия, посетивший Макурию, также посетил Алодию и описал ее как «более могущественную, чем Макурия, более обширную и имеющую большую армию». Столица Соба была процветающим городом с прекрасными зданиями, просторными жилищами, церквями, полными золота, и садами». Несмотря на то, что Алодия была «более могущественной», есть свидетельства того, что между алодийской и макурийской царскими семьями существовали тесные отношения. Царь Моисей Георгий, который, как известно, правил в Макурии во второй половине XII века, скорее всего, правил обоими царствами.

Царь Моисей Георгий, который, вероятно, правил одновременно и Макурией, и Алодией. Фарас, конец 12 века. ( Общественное достояние )
Царь Моисей Георгий, который, вероятно, правил одновременно и Макурией, и Алодией. Фарас, конец 12 века. ( Общественное достояние )

Христианские царства в состоянии войны

Страх шиитов перед суннитами стал реальностью, когда в 1171 году Саладин, курд-мусульманин-суннит, сверг шиитскую династию Фатимидов. Саладин отправил своего брата Туран-шаха для борьбы с макурианскими набегами. Туран-шах разграбил Каср Ибрим в январе 1173 года, взяв много пленных, разорив церковь и превратив ее в мечеть. Он послал эмиссара к макурийскому царю Моисею Георгию, намереваясь ответить на ранее запрошенный мирный договор парой стрел, на что Моисей Георгий достойно ответил, проштамповав крест раскаленным железом на руке эмиссара. Войска Туран-шаха разграбили собор в Фарасе.

В течение 13 века вспыхнуло несколько стычек между макурийцами и египетскими мамлюками, и макурийцы разрушили Асуан. В битве при Донголе в 1276 году мамлюки одержали победу над макурийцами, вынудив их царя Давида бежать. Племянник царя Давида Шеканда, христианин, был назначен вассалом царя Египта на трон, а мамлюкский гарнизон разместился в Донголе. За Донголой последовало несколько стычек, пока мамлюки снова не оккупировали царство в 1312 году, посадив на трон мусульманского члена династии Сайф ад-Дина Абдуллу Баршамбу, который начал обращать нацию в ислам и в 1317 году занял трон. Тронный зал Донгола был превращен в мечеть, что привело к гражданской войне.

В 12, 13-м и начале 14 века, во время крестовых походов, были предложения объединиться с нубийцами в крестовом походе против мамлюков. На карте Эпсторфа 1300 года нубийцы были описаны как набожные христиане, которые богаты золотом, но «ходят голыми».

Узнав о христианской Нубии, европейцы включили ее в свою картографию между 12 и 15 веками - карта Эпсторфа 1300 г. ( общественное достояние )
Узнав о христианской Нубии, европейцы включили ее в свою картографию между 12 и 15 веками - карта Эпсторфа 1300 г. ( общественное достояние )

Период сильных засух, случившихся в Африке к югу от Сахары между 1150 и 1500 годами, оказал разрушительное воздействие на приходящую в упадок нубийскую экономику. В середине 14 века чума опустошила Нубию, унеся жизни многих оседлых нубийцев. В течение 14-го и 15-го веков арабские племена неуклонно переселялись на эту территорию. Из Египта они следовали по течению Нила, пока не достигли Аль-Даббаха, откуда направились на запад, чтобы мигрировать вдоль Вади-эль-Малик, желая достичь Дарфура или Кордофана.

К 1500 году нубийские христианские царства находились в состоянии полной политической раздробленности, поскольку у них не было царей, но 150 независимых правителей занимали замки по обе стороны Нила. Абдаллах Джамма («Абдаллах-собиратель») был одним из арабов, поселившихся в долине Алодии, он поднял восстание против христианских правителей и сумел свергнуть их. Столица Соба перешла к Абдалле Джамме в 1509 году, а ее христианское население было порабощено.

Христианские царства уступили место исламским государствам, и в 1504 году народ фундж сформировал Исламский голубой султанат посреди суданского бассейна Нила. Так началась новая глава исламского Судана, османского владычества, египетско-британского господства и восстания Мухаммеда Ахмада – Махди.

  • Пожалуйста, помните, что у всех нас разные мнения, подумайте, прежде чем говорить или писать что-то жестокое по отношению к другим. В конце концов, мы всего лишь люди. Чтобы поделиться опытом или оставить комментарий, просто напишите ниже.
  • Присоединяйтесь к «Истории» в Телеграм.

Дорогой друг, спасибо за чтение! Надеемся, ты оценишь скромный труд авторов этого канала. Пожалуйста, поставь лайк, подпишись на наш канал, расскажи о нем в соцсетях.