299 подписчиков

Что такое идеализм и материализм?

546 прочитали
Некоторое время перед написанием этой статьи я думал, а нужна ли она? Может быть, я задумал написать об очевидных вещах, которые и так всем ясны?

Некоторое время перед написанием этой статьи я думал, а нужна ли она? Может быть, я задумал написать об очевидных вещах, которые и так всем ясны? По этой причине я полез в интернет искать, что говорят про идеализм и материализм. И понял, что не зря…

Что мы знаем про идеализм?

Конечно, большинство более-менее серьезных источников описывают данные философские течения, но среди повседневных информационных ресурсов, которыми пользуются обыватели, чего только не увидишь. По мнению разных «изданий» идеалисты это люди обладающие философским складом ума и интересуются человеческими ценностями, в других случаях это люди открытые к разным идеям и любым эмоциям, в третьих это люди стремящиеся к улучшению себя и перфекционизму, в четвертых - люди которые верят в идеалы. А материалисты – это, например, практичные люди, не верящие в духовность. Часто в кучу намешаны идеалисты, реалисты, материалисты, пессимисты, атеисты, перфекционисты и прочие мечтатели и романтики. В более ответственных источниках все же упоминается, что речь идёт об идеализме как качестве личности, а не философии. Но в целом я решил, что, пожалуй, стоит внести ясность.

Мы будем говорить, про идеализм и материализм в самом простом виде. Не стоит смешивать эти понятия с реалистами и другими «-истами», имеющими отношение больше к психологии, чем к философии. Кроме того, этот материал, как обычно представлен для обычных людей, не специалистов. Поэтому не будем углубляться в философию, ветвления, разные течения, историю и прочее, а лишь разберем понятия, что они значат и как вписываются в нашу реальную жизнь на бытовом уровне. А так же, нужно ли вообще в них разбираться?

Что такое идеализм и материализм

Итак, дихотомия (двойственность связанных противоположных направлений одного целого) идеализма и материализма заключается в двух простых тезисах: философия идеализма утверждает, что идея первична над материей, в то время как материализм утверждает, что первичная материя, а идея вторична. Сейчас я поясню, что это значит, но сразу прошу отметить важный момент, который многие упускают - ни идеализм, ни материализм не отрицает противоположную сущность. Материализм не отрицает наличие и значимость идеи и мысли, он лишь утверждает, что она (идея) вторична. Так что огромное заблуждение считать, что материалисты обязательно должны быть бездуховными людьми (хотя понятие духовности в данном случае имеет в себе не веру в сверхъестественные материи, а скорее культуру, мораль и прочие свойства). Таким образом, суть различия философских течений состоит в том, что в этих сущностях первично, а что вторично.

Идеализм

В основе своей идеализм содержит теологическое (или религиозное) восприятие окружающего мира. Идеализм предполагает, что над материальным миром существует некий духовный мир, который не подчиняется законам материального. В различных философских течениях существует как абсолютные варианты идеализма, которые полностью отрицают объективное существование материального мира, так и компромиссные, которые готовы признать, что материальный мир существует и живёт по своим законам, но при этом был создан богом или является частью иного, не материального мира. На бытовом уровне люди с идеалистическим мировоззрением склонны к оценке событий и принятию решений на основании первичности мысли. Хочу заметить, что идеалист совершенно не обязательно должен быть верующим или религиозным человеком (но может, например, верить в суеверия или приведений).

Идеалист будет считать, что за добро или зло обязательно воздастся, что можно добиться чего угодно, если очень сильно захотеть (независимо от обстоятельств), что кризисы случаются только из-за плохих руководителей, что интуиция это некое шестое чувство, а чтобы изменить реальность вокруг достаточно изменить своё мышление.

Материализм

Материализм же противоположен идеализму и утверждает, что материя преобладает над духом (или даже разумом, который является производным материи). Помимо того, что материалист, очевидно, воспринимает мир как объективно развивающуюся систему на основе материальных предпосылок, материалист так же будет стремиться использовать логику, критическое мышление и анализ для оценки ситуации. Материалистическое мировоззрение позволит дать оценку (или, по крайней мере, попытаться её дать) в том числе таким идеалистическим вещам как удача или неудача, - как воздействие на событие множества неконтролируемых факторов, а интуицию - как обобщённый жизненный опыт.

Это так же не значит, что у материалистов отсутствует чувство прекрасного или понимание общечеловеческих ценностей. Просто материалист будет понимать, что то или иное событие произошло вследствие тех или иных причин, независимо от того нравится это или нет.

Ещё хотелось бы заметить, что идеалисты, безусловно, тоже не лишены логического мышления и склонности к анализу и не являются глупыми людьми. Однако, в силу своего мировоззрения, они могут часто делать ошибки в своих выводах используя неверные предпосылки связанные с идеалистическим восприятием мира. Например, что знаменитый миллиардер, стал таковым исключительно благодаря своему таланту, настойчивости и упорному труду, а не, потому что его родители были преуспевающими людьми, а дедушка президентом национального банка, а сам он получил лучшее образование и ни в чем не нуждался (это Билл Гейтс если что).

Бытие определяет сознание

Бытие определяет сознание - ещё один философский тезис, который возможно некоторые не понимают, поскольку он отсылает нас к материализму. А на мой субъективный взгляд, это едва ли не важнейший тезис определяющий восприятие окружающего мира.

Вообще данная интерпретация не точна, правильнее – «общественно бытие, определяет общественное сознание». Это концепция Маркса, которую он использовал для описания глобальных процессов связанных с классовой борьбой. В данном случае под «бытием» определяется не только материальное окружение, но и социальные аспекты. Считается, что общество формирует личность человека и влияет на его поведение. Но данная концепция, отлично укладывается и по отношению к индивиду.

Суть её в том, что именно окружающий нас материальный мир, определяет то, что мы делаем и как мы мыслим. То, что и как мы мыслим и делаем, зависит от того, в каком обществе мы живём, какова его культура, социальная и экономическая (производственная) сферы. Именно материальное окружение определяет нас как личность, порой прямо, а порой опосредовано. Но постойте, а как же воспитание родителей или близких, это же не вполне материальная величина, это установки которые нам закладываются волей людей. Однако, в первую очередь ребенок будет воспринимать не слова и концепции, внушаемые ему взрослыми, а своё материальное окружение. Если он живёт в бедности или нищете, ему будет хорошо знакома нужда. Его родители в таком случае, наверняка будут пенять на богачей или государство и закладывать в него соответствующие идеи (не обязательно напрямую, они могут просто обсуждать это между собой). У него может не быть возможности пойти в хорошую школу и получить хорошее образование или приличную (или хоть какую-нибудь) работу. Не быть возможности получить необходимое медицинское обеспечение. Он может видеть материальные блага других и завидовать. Или наоборот, он может расти в богатой семье и ему на основании окружающей материальной культуры будут закладываться соответствующие мысли (умышленно или нет) о его превосходстве над окружающими. Всё это материальное окружение и блага (или их отсутствие) в конечном итоге сформирует характер человека.

В то же время идеализм будет предполагать, что в человека можно заложить некие добродетели, руководствуясь которыми, он сможет создать вокруг лучший мир. Это типичное идеалистическое заблуждение о том, что проблема просто в абстрактно плохих людях, и стоит заменить их на хороших как всё изменится. Стоит во главу страны поставить какого-то хорошего человека, как всё сразу же начнёт налаживаться, и при этом совершенно не учитываются объективные факторы и причины сложившейся ситуации и недостатки самой системы. Материализм же предполагает, что должна быть создана необходимая материальная культура, экономика и производственные отношения, которые будут формировать мировоззрение человека.

Стоит заметить и то, что всегда возможны крайние случаи, когда, к примеру, человек может быть настолько идеологически обработан, что превратится в фанатика, независимо от материального окружения. Но подобные ситуации являются относительно редкими и не относятся к текущему рассуждению.

Так же, в осознанном возрасте, при наличие хорошего образования или острого ума, человек может сам корректировать своё мировоззрение набираясь жизненного опыта и новой информации. Но даже при этом он не становится независим от общества и от материальной культуры. Есть ещё одна замечательная фраза: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», но это выходит уже за границы текущего повествования.

И всё же я должен повторить, что данная концепция относится в первую очередь к глобальным процессам, нежели индивидуальным, поэтому здесь есть простор для дискуссий.

Какая нам разница?

Как это часто бывает, философские концепции обычно малоприменимы в жизни и быту, однако концепция идеализма против материализма, более других влияет на нашу обычную жизнь, в том отношении, что позволяет определенным образом мыслить. Хотя человек может не осознавать, к какой из философий он принадлежит (он может даже не знать об их существовании), промежуточных вариантов не существует. От того, какой образ мышления человек исповедует, будет зависеть его понимание окружающего мира и процессов происходящих в нём, не только глобальных, но и вполне локальных. Почему те или иные люди поступают так или иначе, как нужно поступать тебе в той или иной ситуации. Стоит ли сказать «это судьба» или «на всё воля божья» или попытаться понять, почему случилось то или иное событие и найти способ избежать его (или повторить, если оно позитивное).

Сама по себе эта концепция конечно не вполне прикладная, однако она отвечает на многие вопросы о том, почему и как происходят разные события, и позволяет правильно на них реагировать.

Идеи овладевающие массами

Ещё одна значимая поправка, является тезисом о том, что идеи обретают силу, когда овладевают массами. Хотя, казалось бы, это утверждение противоречит материализму – как же так, получается, что идея заставляет двигаться материю. Однако, это не выходит за грань концепции материализма, ибо не стоит забывать, что материализм не отрицает значимость идеи, а лишь утверждает её вторичность. Идеи, и старые и новые, возникают на основе материальных условий. Именно они формируют идею в головах людей, а не наоборот. Сама по себе идея силы не имеет, пока не овладеет крупными массами людей, которые вооружившись этой идеей начнут совершать некоторые реальные действия направленные на достижение результата.

Здесь же стоит отметить, что идеалистическое или материалистическое мировоззрение в таких ситуациях играет особенную роль. Поскольку не правильное понимание причинно-следственных связей может привести к тому, что массы людей будут стремиться воплотить одну идею, а реализуют на практике совсем другую (это, кстати, можно отнести к некоторым идеалистическим революционерам, которые хотят как лучше, а всё время получается как всегда).

Итоги

Теория идеализма и материализма, может показаться чем-то философско-далеким и незначительным для обычного обывателя. Однако, её суть важно понимать любому кому небезразличен окружающий его мир и правильная его оценка. Тем более что, на самом примитивном уровне понять её не так уж сложно. Если есть желание копнуть её глубже, то для этого существует довольно много различной литературы, в том числе «Немецкий идеализм…» Хайдеггера, философские трактаты Гегеля, и конечно Диалектический материализм – Корнфорта. В учебниках философии так же можно найти множество различных материалов и ссылок по теме, но это уже для интересующихся.

Источники:

Морис Корнфорт - Диалектический материализм, 1956г.

Настоящее значение философских афоризмов: https://arzamas.academy/materials/1640