78 подписчиков

Антонио Вивальди

Изображение создано при помощи ИИ
Изображение создано при помощи ИИ

Антонио Вивальди (1678-1741) - итальянский скрипач-виртуоз и композитор музыки в стиле барокко. Наиболее известный своими скрипичными концертами, в частности "Временами года", Вивальди внес значительный вклад в эволюцию инструментальной музыки, оказав влияние на Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) среди многих других, особенно в концертной форме.

Ранняя жизнь

Антонио Лучио Вивальди родился в Венеции 4 марта 1678 года. Его отец был профессиональным скрипачом (но до этого работал пекарем), который был членом оркестра Святого Марка в Венеции. Антонио, старшего из шестерых детей, отец научил играть на том же инструменте. Семейный дом до сих пор стоит на канале Фондамента-дель-Дозе. Антонио также учился на священника с 1693 года и был рукоположен в 1703 году.

У Вивальди были рыжие волосы, из-за чего он получил прозвище il prete rosso ("Красный священник"). Решение стать священником не повредило его музыкальной карьере, поскольку с 1709 года Вивальди также работал учителем игры на скрипке в венецианском сиротском приюте для девочек, консерватории Пио Оспедале делла Пьета. Консерватория привлекла талантливых сольных музыкантов в свой постоянный оркестр и хор, для которых Вивальди сочинял пьесы для исполнения на специальных службах, таких как Великий пост.

Вивальди получил больше времени для сочинительства, когда его освободили от участия в мессе по состоянию здоровья; у него было то, что он называл stretezza di petto ("стеснение в груди"), недуг, который никогда не проходил. Вивальди часто возвращался в консерваторию на протяжении всей своей карьеры и в 1735 году был назначен ее концертным директором.

Портрет маслом на холсте 1723 года, написанный по мотивам гравюры Франсуа Морелле "Пещера" итальянского композитора Антонио Вивальди (1678-1741). (Международный музей и библиотека Болоньи)
Портрет маслом на холсте 1723 года, написанный по мотивам гравюры Франсуа Морелле "Пещера" итальянского композитора Антонио Вивальди (1678-1741). (Международный музей и библиотека Болоньи)

Ранние работы

Вивальди приходилось ухаживать за инструментами помимо своих преподавательских обязанностей в консерватории в Венеции. Но в течение следующих шести лет он находил время для написания группы сольных скрипичных сонат и 12 камерных сонат для трио. Однако больше всего Вивальди привлекал формат концерта, и здесь на него оказало влияние творчество Арканджело Корелли (1653-1713), другого композитора, который придал большое значение солистам-скрипачам.

Первым крупным произведением Вивальди были его 12 концертов, опубликованные в Амстердаме в 1711 году Эстьеном Роже. В совокупности они известны как L'estro armonico (Гармоническое вдохновение), и они имели огромный успех. Вивальди посвятил это произведение великому герцогу Тосканскому. В 1716 году композитор написал еще 12 концертов, объединенных общим названием "La stravaganza" ("Феерия"), что свидетельствует об их разнообразии и изобретательности.

Изображение создано при помощи ИИ
Изображение создано при помощи ИИ

Теперь за Вивальди прочно утвердилась репутация композитора, которого слушали по всей Европе. С 1718 по 1720 год он работал маэстро ди капелла да камера (мастером капеллы) при герцогском дворе Мантуи. В 1729 году он проявил свою разносторонность и сочинил 12 концертов для флейты.
Собственная игра Вивальди на скрипке была такой же игривой и новаторской, как и его композиции.

Периодически возвращаясь в свою старую консерваторию (у него был контракт на концерты, который вступал в силу всякий раз, когда он бывал в Венеции), Вивальди продолжал писать духовную музыку, такую как его хорошо принятая "Глория". Вивальди написал около 60 крупных концертов, которые "характеризуются взаимодействием между большой и малой группами инструментов" (Уэйд-Мэтьюз, 44 года). Большая группа называется ripieno, а меньшая группа concertino.

Изображение создано при помощи ИИ
Изображение создано при помощи ИИ

Собственная игра Вивальди на скрипке была такой же игривой и новаторской, как и его композиции, в полной мере используя возможности инструмента и смычка. Как вспоминал один очевидец, он часто поражал своих слушателей:

Вивальди превосходно исполнил соло-аккомпанемент, а в конце он сымпровизировал фантазию, которая совершенно сбила меня с толку, потому что такой игры никто раньше не слышал и с ней никогда не сравнится, он играл пальцами на волосок от бриджа, так что для смычка почти не оставалось места. Таким образом, он играл на всех четырех струнах, с невероятной скоростью.

Личная жизнь и характер

В 1725 году у Вивальди завязались романтические отношения с Анной Жиро, одной из его учениц по вокалу. И это несмотря на то, что он все еще был членом духовенства, эта связь была источником множества сплетен. Вивальди часто писал партии в своих операх, имея в виду именно Анну. В 1737 году Вивальди был официально осужден церковью за свое поведение.

"Его высокомерие и эгоизм нажили ему много врагов", - сообщает один историк (Уэйд-Мэтьюз). "Тщеславный и самонадеянный", - сообщает другой (Стин). Конечно, Вивальди не был лишен уверенности в своих способностях, однажды отметив, что он мог "сочинить концерт во всех его частях быстрее, чем переписчик мог бы их записать" (Штегеманн). Возможно, это также не было пустым хвастовством, поскольку на одной из полных оперных партитур Вивальди, особенно толстой, была сделана пометка от руки: "Музыка Вивальди, написана за 5 дней".

Изображение создано при помощи ИИ
Изображение создано при помощи ИИ

Четыре времени года

"Четыре сезона", или "Времена года", несомненно, является самым популярным произведением Вивальди. Опубликованные около 1725 года в Амстердаме, "Времена года" на самом деле являются лишь первыми четырьмя концертами из 12, составляющих "Испытание гармонии и изобретательности". Работа была посвящена Венцелю фон Морзину, богемскому графу.

Вивальди стремился давать описательные названия своим произведениям, чтобы помочь слушателю определить настроение и сцены, которые он надеялся передать своей музыкой. "Весна" Вивальди ми минор напоминает о пении птиц, его "Лето" соль минор - о нежных ветрах, его "Осень" фа мажор - об охоте, а "Зима" Фа минор напоминает о прогулке по снегу и льду. Каждому разделу каждого "сезона" присваивается дополнительный подзаголовок, например: Scorrono i fonti ("Источники выходят"), Tuoni ("Гром"), Il capraro che dorme ("Спящий пастух") и Mormorio di fronde e piante ("Шелест листвы и растений").

Оперы Вивальди

Вивальди написал около 45 опер (хотя сам он однажды назвал цифру в 94), но до наших дней дошло только 16. Опера была создана как жанр музыкального репертуара в конце XVI века группой музыкантов, известных как Камерата. Базировавшийся во Флоренции, в его состав входили Якопо Пери (1561-1633) и Джулио Каччини (ок. 1550-1618). Клаудио Монтеверди (1567-1643) продолжил развитие этого нового формата музыкальной драмы, который впоследствии разделился на два различных типа: ораторию, основанную на библейских темах, и светские истории, основанные на древних исторических событиях и персонажах из мифологии.

Первая опера Вивальди "Оттоне на Вилле" была написана в 1713 году и впервые поставлена в Виченце. Он путешествовал по Италии, ставя новые оперы при различных герцогских дворах и оперных театрах в таких городах, как Рим, Венеция и Мантуя. Венеция, казалось, привлекала большую часть его внимания, и он проводил время в качестве музыкального руководителя Театра. Среди других городов за пределами Италии, где при жизни Вивальди ставились оперы, - Прага, столица Чехии. Оперы Вивальди, столь непохожие на популярные немецкие и итальянские стили, сегодня исполняются редко, несмотря на то, что они щедро приправлены соблазнительными мелодиями и возможностями для проявления вокальных данных.

Изображение создано при помощи ИИ
Изображение создано при помощи ИИ

Самые известные произведения Вивальди

Вивальди сочинял музыку в период, когда музыкальные произведения условно подразделялись на то, что мы сегодня называем музыкой барокко, то есть на множество разновидностей музыки, но с коллективной идентичностью "мистицизма, изобилия, сложности, декоративности, аллегории, искажения, использования сверхъестественного или грандиозного... движения, беспокойства, сомнения".

Основные работы Антонио Вивальди включают:

3 небольших концерта
12 концерт для флейты
20 концерт для гобоя
27 концерт для виолончели
29 концертов для фагота
Более 250 скрипичных концертов

Известные отдельные работы или группы с конкретными названиями включают:

Концерт ми минор для четырех скрипок, соч. 3 № 4
Гармоническое чутье (1711)
Феерия (1716)
Триумфальная кантата Юдиты (1716)
Время гармонии и изобретения, включающее в себя Четыре времени года (1725)
Цитра (1727)

Смерть и наследие

В 1739 году Вивальди пригласили сочинить музыку для грандиозного фестиваля того года в Венеции; он был на пике своей славы, но всего через два года всему этому пришел конец. Антонио Вивальди умер от неизвестных причин в Вене 28 июля 1741 года. Композитор пробыл в городе всего месяц, и цель его визита неясна; возможно, он сопровождал свою возлюбленную Анну, когда она выступала там в опере. По слухам, Вивальди был похоронен без гроша в кармане в простой могиле в Вене. Это был печальный конец для человека, которого когда-то величали "маэстриссимо [великим магистром] Венеции".

Влияние Вивальди вышло далеко за рамки его собственной жизни. Он развил формат концерта в сторону более привычных трех частей (быстрая-медленная-быстрая) классической музыки, предоставляя солистам (даже если их больше одного) полную свободу действий, в то время как оркестр используется экономно для вступлений и гармонической поддержки.

Кроме того, Вивальди придал движущую силу вступительной теме, которая снова и снова возвращается в концерте (ритурнелло). Музыкой Вивальди восхищался Иоганн Себастьян Бах (1685-1750), оказавшей на нее большое влияние. Бах переложил десять скрипичных концертов Вивальди для клавишные, влияние Вивальди можно услышать в его Бранденбургских концертах.

Изображение создано при помощи ИИ
Изображение создано при помощи ИИ

Материал подготовлен Студией ALEX ART https://vk.com/studioalexart для Tommy Crow #Вивальди #скрипач #Музыкант #барокко