Древней истории Среднего Поволжья и Нижнего Поволжья как таковой нет или написано с полным непониманием исторического прошлого. Ныне автор этой статьи пытается разобраться в созданном великими учеными и академиками в историческом бардаке.
К примеру, официально признано, что во время пребывания Багдадского посольства в Волжской Болгарии её царем был Алмуш. Это ложное утверждение. Об этом было написано в прежней истории Казани. Если Алмуш не был царем, то кем он был?
Конечно же, автор этой статьи не является первоисточником. Все сведения получены из записей, оставленные для потомков секретарем Багдадского посольства Ахмада-ибн-Фадлан во время пребывания в Волжской Болгарии в 921 году.
А дело было так. Следуя в страну славян по выбранному маршруту, они остановились у одного из повелителей турок-огузов Ябгу. Ибн Фадлан не уточнил, кем все-таки был Ябгу? Повелителем Хорезма или повелителем какого-то крупного племени турок-огузов? По сути, для нашей истории это не важно, но его первого заместителя звали Кударкин, а командующего войском Атрак, сын аль-Катана. У Хорезма были сложные отношения с арабским миром, и арабское посольство было принято не совсем дружелюбно. Несмотря на это, Ибн Фадлан прочел письмо своего повелителя руководителям это племени и пытался склонить их к принятию мусульманской веры. Предлагали деньги и другие ценные предметы, лишь бы они приняли мусульманскую веру, но турки-огузы от дачи прямого ответа уклонились. Командующий войсками Атрак аль-Катана согласился дать ответ по возвращению посольства из страны славян. Во время пребывания в Хорезме посольство открыто заявило, что они едут в страну славян, но верхушка племени почуяли что-то неладное. Они подумали, что посольство все-таки едет в Хазарию, а Волжская Болгария служит лишь прикрытием, потому что между Хорезмом и Хазарией также были сложные отношения.
Для племени турок-огузов посещение их племени арабским посольством было важным событием. Они не помнили, чтобы через их земли проезжали какие-то послы и посольства других стран. Ради этого случая командующий войском Атрак аль-Катана собрал своих заместителей и устроил пир. Узнав, что они едут в страну славян, командующий заявил:
- О! Истинно. Вот эти послы царя арабов едут к моему свату Алмушу, сыну Шилки, и не хорошо было бы, если бы я отпустил их иначе, как после совета с вами.
Советоваться хотел со своими заместителями. Были разные советы вплоть до убийства послов, но узнав о таком ходе развития событий, посол решил откупиться. Им это удалось и только после этого посольству разрешили ехать дальше.
Происшедшие события необходимо оценить следующим образом.
Во-первых. Алмуш сын Шилки был сватом командующего войском Атрака аль-Катана. Сват – это мужчина, приехавший к командующему войсками, чтобы походатайствовать за молодого человека пожелавшего жениться на его дочери или на его сестре.
Во-вторых. Верховным правителем племени турок-огузов был Ябгу, а заместителем Кударкин. Кроме указанных двух лиц высокими сановниками могли быть жена, наследники, братья, а командующий войсками в служебной иерархии мог быть лишь четвертым или пятым лицом. В этих условиях сватом из другого государства могло стать должностное лицо, равное командующему войсками принимающего государства. Должны понимать?! Если бы Алмуш был царем Волжской Болгарии, то, как царь, он ни при каких условиях не смог бы поехать в качестве свата в Хорезм к лицу, занимавшего более низшую ступень в служебной иерархии, чем он. Титул Алмуша не указан и лишь можем предположить, что упомянутый Алмуш не мог быть первым лицом государства или даже царем небольшого племени, но мог быть лицом, занимавшим высокое положение в обществе, или мог иметь равнозначную должность, как и его будущий родственник.
Ныне руководство мусульман Поволжья преклоняются не перед царем аль-Хасаном, приведший ислам в Волжскую Болгарию, а перед Алмушем, у которого даже имя вовсе не мусульманское. Нельзя назвать это трагедией, ибо жизнь течет своим чередом, но факт печальный. Почему пишу так?! Дело в том, что в татарских научных трудах везде и всюду фигурирует только Алмуш. Не думаю, что ученые мусульмане это делают умышленно. Нет. Просто люди, навешавшие себя титулами ученого разного калибра, вовсе не означает, что они знают историю предков. С другой стороны, было бы логичным. Если бы историческая наука не породила подобных лжеученых, то не было в составе АН РФ этой науки.
Что касается личности славянского царя Волжской Болгарии аль-Хасана, сына Балтавара, то из трудов Ибн Фадлана ещё узнаем о том, что он был небольшого роста, толстым и тучным человеком. В сложившейся ситуации, вполне логичным становится сходство в происхождении прозвания Хасан или Хазан со словом «казан», а ныне воспринимаемый как кухонную утварь.
В этом случае надо учесть тот факт, что «казан», как кухонная утварь без всякой связи с личностью царя, не мог быть владельцем или хозяином земли или земельного участка. Поэтому Хасан первично, а «казан» вторично. Тем не менее, кухонная утварь «казан», возникший на почве внешнего вида царя аль-Хасана, в происхождении географического названия г. Казани сыграл свою главную роль. Почему получилось так, что кухонная утварь «казан» стал преобладать над именем царя Хасан. Ранее было написано о том, что «казан» является прозванием царя Хасана. В древности было нормой, да и в наше время, когда у человека было второе имя – прозвание, а если нет, то это считалось дурной приметой. Иногда, в силу сложившихся обстоятельств, прозвание преобладало над собственным именем. Посмотрите, каких только прозваний у русских князей и царей нет. К примеру, великого князя Московского Ивана Даниловича, прозвали Калитой, а Ивана IV Васильевича - Грозный. Так получилось, что дальние и ближние соседи, включая русских, за исключением чуваш, царя Волжской Болгарии аль-Хасана чаще стали именовать Казан. Так, за Заимкой закрепилось новое название Казан. Нынешнее название города - Казань, в конце с мягким знаком, есть русский вариант. Чуваши, не стали менять свои позиции и название города. Город, построенный болгарами и чувашами на чувашской земле, чуваши свой город Казань до сих пор уважительно называют Хусан. Наверное, тогда никто и подумать не мог, что маленькая Заимка когда-то станет вначале столицей Болгарского эмирата и Казанского ханства, а потом столицей Республики Татарстан.
Надо полагать, что нынешнее название реки Казанка, в конечном итоге, возникло из-за расположения на её берегу города Казани.
Переименования названия реки могла произойти в период существования Казанского ханства, когда город Казань стал его столицей. Если так, то наверняка эта река текла и ранее. О том, как река Казанка именовалась ранее, то об этом читайте в следующем выпуске.