Направления общественного развития (социальной динамики).
1) Прогресс (Направление развития, для которого характерен переход от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным (движение в перед, к более совершенному).
2) Регресс (Направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям).
3) Стагнация (Застой в развитии, остановка прогрессивных и регрессивных изменений).
Подходы к проблеме направления общественного развития.
➤Представление о развитии общества как линейном прогрессивном процессе.
Об этом писали французские просветители (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.), а также марксисты (К. Маркс, Ф. Энгельс и пр.)
➤ Преобладание идеи регресса в развитии общества.
Религиозные течения (например, христианство)
➤ Циклический круговорот с чередой подъемов и спадов.
Об этом высказывались Платон, Аристотель, Дж. Вико, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и т.д.
➤ Наличие противоречий в общественном прогрессе возможность регресса и стагнации в определенные исторические периоды.
Склонны были считать Л.Н. Боголюбов и другие современные исследователи.
Свойства общественного прогресса.
Противоречивость(прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной прогресса в другой)
Пример: внедрение конвейерного на автомобильных заводах привело к увольнению большего количества работников.
Относительность(с точки зрения разных критериев одно и тоже явление может оцениваться как прогрессивно, так и регрессивно, или возможность оценки будет отсутствовать)
Пример: возможность клонирования с точки зрения развитии науки – прогресс, с точки зрения религиозной морали – регресс)
Критерии общественного прогресса
Гуманисты(степень свободы, которую общество может предоставить человеку).
Просветители(развитие человеческого разума, распространение просвещения, степень разумности общественного устройства).
Религиозные деятели, А. Сен-Симон (состояние общественной нравственности).
Марксисты(развитие производительных сил).
Позитивисты(развитие науки и техники).
Современные исследователи (средняя продолжительность жизни – универсальные критерии, поскольку на него оказывает влияние большое количество факторов, затрагивающих человека).
Формы общественного развития.
Известны 2 пути развития, это революция и реформа.
1) Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Она делится на:
Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. В России).
Долговременные (например, неолитическая революция промышленная революция, научно-техническая революция).
2) Реформа – это эволюционное усовершенствование в какое-либо сфере общественной жизни через проведение ряда постепенных преобразований (инноваций), не затрагивающих фундаментальной основы существующего социального строя.
Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей какой-либо социальной системы.
Она делится на:
Прогрессивные(например, Великие реформы Александра II).
Регрессивные, реакционные (например, контрреформы Александра III).
Также мы не можем рассматривать реформу без градации по сферам жизни общества:
Экономическую
Политическую
Социальную
Культурную
Признаки революционных изменений в обществе.
✦ Радикальный характер
✦ Слом старых общественных структур
✦ Рождение качественно новых социальных отношений
✦ Катастрофический характер, значительные социальные издержки
✦ Рождение новой социальной реальности
Специфика реформаторских процессов.
✦ Эволюционный характер
✦ Органичность сочетания старых и новых структур
✦ Постепенная замена старого новым
✦Затрагивание части общественных структур
✦ Осуществление по инициативе властей