Многообразие изобразительной подачи своих мыслей и идей неисчерпаемо.
В какой-то момент к творчеству художника Ильи Глазунова многие относились скептически и даже иронично. Обвиняли в популизме и конъюнктуре. Плавали темы: "Художник и власть", "Художник и время" - речь шла о приспособленчестве и тому подобном.
Лично я впервые увидел работы Глазунова лет в десять, открыв четырехтомник А.К.Толстого. Иллюстрации к роману "Князь Серебряный " и к историческим пьесам необычно поразили точным попаданием в эпоху и в образы персонажей. Глазуновский Иван Грозный надолго определил в детском воображении портрет царя-тирана. Потом я понял, что художник держал в памяти роль Черкасова из фильма Эйзенштейна.
Так или иначе все на кого-то влияют. Это закономерно и правильно. Глазунов был прекрасным иллюстратором. Очень ве́рны его рисунки к книгам Достоевского. Настроение передают необычайно точно. А глаза блоковской "Незнакомки" заставляли смотреть вглубь поэзии иначе.
Это самое важное в оформлении книги.
Это ключ к сердцу читателя, в какой-то мере.
Графика - одна из граней художника.
Другая - монументальная живопись. Впрочем, даже не то чтобы монументальная, а скорее макароническая. В конце 80-х во всех киосках лежали плакаты размером в полстены - репродукция картины "Вечная Россия"("Сто веков").
На полотне изображено множество персонажей русской истории, в центре - распятие. Картина была посвящена тысячелетию крещения Руси. Внизу плаката была таблица, на которой помечено, где и какой персонаж. Было интересно рассматривать где Столыпин, где Ярослав Мудрый, а где Ленин с Троцким.
В те годы выставки Глазунова проходили во многих крупных городах.
Привезли его и в мой город. "Сто веков" - полотно, шести метров длиной и трёх высотой, приходили смотреть огромные толпы народу. И правда, было диво-дивное. А спустя лет десять художник превзошёл себя и написал картину "Мистерия ХХ века".
Там размер ещё больше - восемь на три метра. Рассматривая оригиналы, задираешь голову и осознаешь, что да, очень кропотливая и времязатратная работа.
Но почему-то появляется ощущение, что тебя слегка дурачат и показывают лубок вместо чего-то настоящего. А может Глазунов таким образом просвещал нас, сирых.
На той выставке было много работ художника.
Была и моя любимая "Незнакомка". Мне тогда казалось, что её глаза перевешивают все эти гигантские полотна вместе взятые…