Найти тему
Горестов | блог

Нашёл классное определение… НАСТАВНИЧЕСТВО

Наставничество – это сопровождение в состояние лёгкости и решительности, ценности себя и удовольствия от жизни в целом, когда не нужно смущаться ни своего состояния, ни своего роста и развития.

Кайф же?

Опора на ценность себя, цель – развиваться и не смущаться своего роста, состояние – легкость и решительность.

Наставник нужен для быстрого роста, главный вопрос – как его выбирать. У меня сложился определенный свод правил:

1. Наставник должен обладать опытом, знаниями, экспертизой именно в моей сфере. Не обязательно он там сейчас активно работает, но специфику должен знать. Торговля, общепит, строительство, сфера услуг, обучение – везде свои особенности, забивать на которые нельзя.

2. Наставник должен иметь опыт побед (успешных бизнесов). Если при это есть ещё и опыт поражений – это вдвое ценнее. Учиться на чужих граблях дешевле и безопаснее.

3. Наставник должен совпадать со мной в основных ценностях и приоритетах. Это можно уточнить в беседе напрямую, а можно выяснить в оценке ситуаций, которые для вас будут показательными. Ответ на вопрос «Как бы ты поступил в таком случае?» вполне подойдёт.

Вряд ли такие люди сплошь и рядом встречаются в окружении, так что именно за ними и стоит ходить на разные мероприятия, читать блоги и ТГ-каналы, спрашивать у друзей и коллег – кого бы они порекомендовали в качестве наставника для вас и вашего бизнеса.

Какие задачи закрывает наставник:

- Помогает применить теорию на практике. Все знают про целевую аудиторию, опросы клиентов и кассовые разрывы. Но что с ними делать в реальности и как из этого выжать пользу – большой вопрос.

- Мотивирует и даёт пример для подражания. Встаёт в 6:30 утра? Легко решает кадровые вопросы? Умеет удвоить прибыль за несколько месяцев? Учит принимать сложные и неудобные решения? Выбирайте, какую суперсилу будете качать.

- Показывает, как разработать индивидуальную образовательную траекторию. Куда обратиться, какие навыки отточить, как отследить результат.

Какие результаты приносит наставничество?

Предприниматели с сильными наставниками получают профессиональный рост, преимущества в кругозоре, знания лайфхаков, о которых не пишут на каждом углу. Это означает более быстрое продвижение на рынке, более высокая прибыль, большая лояльность сотрудников (им не всё равно, под чьим руководством работать!) и более высокую удовлетворенность работой и жизнью.

Прибавьте личную выгоду: улучшение физического здоровья и самооценки, меньше стресса и тревоги, лучше баланс между работой и личной жизнью, сильные навыки отношений в партнёрствах.

Несет ли наставник ответственность за бизнес наставляемого?

Нет. Безоговорочно нет. Лёгкость и решительность, помните? Лёгкость за счёт набранного опыта и профессионализма, решительность – смелость и ответственность действовать в соответствии со своими целями и ценностями. Наставник отвечает на вопросы «как», «зачем» и «почему», но не действует за предпринимателя. И не несёт ответственности, это противоречит самому принципу наставничества.

Объясню на примере наставничества внутри компании.

Основная задача наставника – научить (а не уговорить и не заставить) сотрудника участвовать в принятии решений. Если обучаемые сотрудники имеют полномочия по влиянию на результат, процесс может пойти. Если же никакой защиты персонала от менеджмента нет, вся работа превращается в угадывание «чего их милость хочет». А предприниматель – лицо исключительно самостоятельное. Иногда даже слишком :)

И нежелание сотрудника брать на себя ответственность тоже приводит к нулевым, а то и к отрицательным результатам: хоть 20 раз объясни, что на персонал орать непродуктивно, а штрафы работают, когда влияют на сравнительно небольшую часть дохода, человек идёт тем же путём и регулярно получает граблями по лбу. Виноват ли тут наставник? Конечно, нет.

Итого. Наставник – это катализатор ваших процессов, консультант-практик по решению жизненных и бизнес-задач, у которого ВЫ сами берёте всё, что вам нужно.

Согласны с таким определением?