13K подписчиков

Каким чувством юмора обладал Иисус Христос? Обладаем ли таким и мы?

139 прочитали
Иисус Христос улыбается
Иисус Христос улыбается

Евангелие – отнюдь не смешная книга. Она ни в коей мере не напоминает «Двенадцать стульев» или «Золотого теленка» Ильфа и Петрова.

Все слишком серьезно, чтобы зубоскалить или смеяться. Тем более рассказывать пустые байки или травить анекдоты. Речь идет о прижизненной и посмертной судьбе человека.

Однако если юмор и комизм есть неотъемлемая черта жизни человека, то они не могли не отразиться и в Евангелии. И тем более, если его главный Герой обладает изумительной внимательностью, чтобы их заметить.

Это и есть ответ на вопрос, обладал ли Господь наш Иисус Христос чувством юмора.

Его человеческой природе было присуще это чувство, как оно присуще любой неискаженной человеческой природе.

Поэтому речь может идти только о том, каким чувством юмора обладал Иисус Христос?

Категория комического включает в себя достаточно широкий диапазон юмора: от добродушного непритязательного смеха до иронии, гротеска, сатиры и сарказма.

«Серьезность» юмора может увеличиваться по мере тяжести явлений, по поводу которых он проявляется. И человек, обладающий чувством юмора, знает меру его проявления: где можно просто улыбнуться, а где приправить свои слова горечью сарказма.

Причем, если это чувство юмора направлено на один и тот же объект, то его «тяжесть» может последовательно усиливаться по мере «невмемения» последнего в попытке все-таки пробиться к душе и донести до нее важные истины.

И это в полной мере относится к Иисусу Христу.

В одном из его первых поучений иудеев содержатся еще нотки, хотя и острого, но достаточно добродушного юмора, когда Он сравнивает их с детьми, играющими на улице.

«Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,

Говорят: «мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали».

Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: «в нем бес».

Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость чадами ее». Мф. 11. 16-19.

Сравните с тем, как меняется тональность юмора, переходящая в прямой гротеск и сатиру, когда он обличает неисправимых фарисеев и книжников:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенных гробам, которые снаружи кажутся красивыми, в внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». Мф. 23.27.

Не чужд Иисус Христос и сарказма.

Например, в беседе с пришедшим к Нему ночью Никодимом в ответ на недоумение последнего по поводу рождения свыше…

«Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?». Ин. 3.10.

В самом деле: назвался груздем – полезай в кузов. Или должен знать предмет разговора, или тогда не нужно называться «учителем Израилевым».

А какой горькой иронией приправлены слова Христа, когда он описывает лицемерное поведение своих непримиримых оппонентов – фарисейской знати:

«Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

Все же дела своих делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!». Мф. 4-7.

Что ж, подведем итог.

Иисус Христос не просто обладает чувством юмора, Он еще и обладает уникальным свойством - знать меру его применения.

В Его устах слова, им приправленные, становятся еще и по мере необходимости – острым инструментом исправления человека, кому они адресуются, а иногда – и разящим оружием.

Нам бы всем поучиться так владеть чувством юмора!

А то у нас, как правило, одни крайности: или пошлый смех, замешанный на пустом зубоскальстве, или тупое, злое и презрительное высмеивание, без какого-либо чувства уважения к человеческому образу.

И то и другое было чуждым Господу Иисусу Христу – об этом бы не худо всегда помнить, прежде чем наш рот начнет растягиваться для улыбки и смеха.

Продолжение темы в статье –

Почему И.Христос никогда не смеялся?