Железные дороги последнего русского императора

422 прочитали

При Николае II развитие железных дорог в России достигло невероятного масштаба и стало ключевым приоритетом государства. Они играли настолько значительную роль в жизни страны, что 25 июля 1896 года был официально учреждён День железнодорожника.

При Николае II развитие железных дорог в России достигло невероятного масштаба и стало ключевым приоритетом государства.

Пути растут, доходы тоже

При императоре построили свыше 46 тысяч километров железных дорог общего пользования, это больше длины земного экватора.В период правления Николая II в стране заметно выросла доля многоколейных участков.

Дороги при Николае II не только строили, но и совершенствовали. На старых путях меняли рельсы на более тяжёлые, песочные насыпи уступали место щебёночным, появлялись новые мосты.

Именно в это время в строительство железных дорог государство вкладывало значительные средства. Уже за первые пять лет правления последнего российского императора расходы на развитие железной дороги повысили втрое. И результат не заставил себя долго ждать: магистрали начали приносить прибыль и стали ключевой статьёй доходов государственной казны.

Мост через Волхов с металлическими фермами вместо деревянных и разводным пролётом новой конструкции
Мост через Волхов с металлическими фермами вместо деревянных и разводным пролётом новой конструкции

Великий Сибирский путь

Благодаря самоокупаемости железной дороги, открывались новые грандиозные возможности, например, возведение Транссиба за счёт казны.

Основные работы по строительству Транссибирской магистрали проходили при Николае II. Ещё будучи цесаревичем, он присутствовал на церемонии закладки магистрали во Владивостоке в 1891 году. При последнем императоре вводили в строй все основные участки Транссиба, включая знаменитую Кругобайкальскую железную дорогу, и при нём же в 1916 году магистраль замкнулась пуском Хабаровского моста через Амур.

При Николае II развитие железных дорог в России достигло невероятного масштаба и стало ключевым приоритетом государства.-3

Впереди всех. Почти

К 1916 году по протяжённости железных дорог Россию обгоняли лишь США, при этом у нас магистрали в основном были государственными и работали на интерес страны в целом. И в то время, когда в США рост достиг апогея и остановился, в России он только ускорялся. Именно в 1916-м установили новый рекорд: за год ввели в эксплуатацию 5,4 тысячи километров путей. Останавливаться на этом государство не собиралось, Совет Министров утвердил норматив в 6 тысяч вёрст в год минимум.

Паровозные рекорды

Росло при Николае II и производство локомотивов. За весь период правления их построили в 4 раза больше, чем за предшествующую четверть века. Доля импорта при этом была невелика, она росла во время войны, но основу всё равно составляло собственное производство. С 1894-го по 1917-й в стране в среднем ежегодно выпускали по 773 паровоза, при этом существующие заводы позволяли увеличить эту цифру вдвое.

Выпуск 100-го паровоза на Сормовском заводе. 1899 г.
Выпуск 100-го паровоза на Сормовском заводе. 1899 г.

Резкий спад

Революция сорвала многие грандиозные планы. Практически все показатели, которые росли при Николае II, снизились после событий 1917 года. Это касается и темпов строительства, и перевозок.

Что-то позже восстановилось, отдельных же планов по развитию железных дорог, намеченных при Николае II, достичь уже не получилось.