История гитары часть 2

"мавританская и латинская гитары 13 век" Изображение создано с помощью нейросети Kandinsky 2.1. Ссылка на платформу: https://editor.fusionbrain.ai
"мавританская и латинская гитары 13 век" Изображение создано с помощью нейросети Kandinsky 2.1. Ссылка на платформу: https://editor.fusionbrain.ai

Родиной гитары считается Испания, однако ученые полагают что, мавры в ходе завоевания Пиренейского полуострова принесли с собой черты арабской культуры, а также гитару. Гитару эту называют "мавританской". В Испании была не только мавританская, но и латинская гитара. Является ли латинская гитара родственницей мавританской, или же это две гитары, которые развивались параллельно? На этот вопрос у исследователей нет единого мнения. Да и как уже узнать? Столько лет прошло!

Исследователи находят изображения инструментов, на которых, по их мнению, изображены мавританская и латинская гитары. Ниже приведен пример изображения из рукописи песен "Кантиги Святой Марии".

Латинская и мавританская гитары. Миниатюра из "Кантиги Святой Марии" (ок. 1250 г.)
Латинская и мавританская гитары. Миниатюра из "Кантиги Святой Марии" (ок. 1250 г.)

Среди явных отличий исследователи отмечают различные формы корпуса. У мавританской гитары корпус овальной формы, напоминающий лютню, а у латинской гитары корпус имеет вогнутые бока, которые напоминают современную конструкцию гитары. Кроме этого отличается и материал изготовления струн. У мавританской были три металлические струны. А у латинской гитары были 4 кишечные (жильные) струны натянутые в два ряда.

Также на мавританской гитаре играли медиатором, а на латинской звуки извлекались пальцами. Из чего получается, что звук первой гитары был более жестким и трещащим, нежели звук последней.

Исследователи отмечают, что на мавританской гитаре исполнители играли приемом расгеадо (rasgueado), то есть по всем струнам сразу, а на латинской гитаре играли приемом пунтеадо (punteado) , что подразумевает игру нот по очереди.

Бакалейсткая Е. С. в своей диссертации "Феномен гитары в истории культуры (Домодернистский период западной Европы и России)" обращает внимание на главу «О том, как клирики и миряне, монахи и монахини, дамы и хуглары вышли встречать дона Амура» из «Книги Благой Любви» Хуана Руиса (ок. 1300 г.) и приводит цитату:

«Без музыки не обойтись, если праздник в разгаре: визгливость прощал добрый люд мавританской гитаре, пузатая лютня подыгрывала с нею в паре, была и гитара латинская тоже в ударе».

Д. Рогаль-Левицкий, в своей книге "Современный оркестр", в главе посвященной струнно-щипковым инструментам пишет о гитаре и приводит в пример трактат Хуана Бермудо "Объяснение музыкальных инструментов" (1555 г.) где последний уже не разделяет гитару на мавританскую и латинскую, а называет ее просто "гитара". Исследователь пишет:

"Она приобретает очертания "латинской гитары" с довольно высокой и не очень крутой "талией", с розеткой на месте звукового отверстия и с четырьмя рядами двойных струн, из которых только первый по преимуществу оказывается первой струной"

На этой гитаре гриф в десяти местах перетянут жильной струной, определяющей положение ладов. Играли на такой гитаре способом расгеадо. Вероятно этот прием был заимствован у мавров, которые играли им на своей "мавританской гитаре". По всей видимости эту гитару историки и называют "ренессансной".

Продолжение следует...

Список литературы:

Рогаль-Левицкий Д.Р. Струнный оркестр: в 4-х т. М.: ГосМузгиз, 1956. Т.4.

Руис Хуан. Книга Благой Любви / отв. ред. З.И. Плавскин. М.: Наука, 1991.

Бакалейсткая Е. С. Феномен гитары в истории культуры (Домодернистский период западной Европы и России) : Дис. на соискание ученой степени канд. культурологии: 24.00.01 / Е. С. Бакалейсткая - Иваново, 2021. - 232 с.