72K подписчиков

Мехрдад Бади по прозвищу Макар

8,6K прочитали

Имя певца Мехрдада Бади для многих связано исключительно с легендарным альбомом Д. Тухманова "По волне моей памяти". Хотя сам певец, сын иранского летчика и иранской поэтессы, старался поначалу вспоминать о записи альбома как о чём-то незначительном и банальном. Даже почти как о чём-то нехорошем. Ибо согрешил перед лицом своих товарищей-музыкантов ненавидящих совок и официоз. А Тухманов в их понимании был самый что ни на есть официоз - автор "Дня победы" и создатель сладеньких шлягеров. Наверняка пышащий злобой, худрук "Арсенала" Алексей Козлов встретил его словами: "Ну, что Макар, продался большевикам. Предал идеалы джаз-рока.". Или что-нибудь тому подобное...

"Арсенал". 1973. Тамара Квирквелия и Мехрдад Бади
"Арсенал". 1973. Тамара Квирквелия и Мехрдад Бади

Макар это была добрая кликуха Мехрдада. Так его звали все музыканты. Он родился в Баку, и с малолетства жил в Москве в районе ул. Горького в иранской диаспоре политэмигрантов. Правда являясь истинным чадом СССР, говорящим на русском языке как на родном, Макар и его соплеменники не имели советского подданства.

Одарённый музыкально молодой человек с юношеских лет выступал в группе соплеменников-иранцев. С аппаратурой помогли их старшие товарищи, раздобыв для них по дипканалам из ГДР прекрасные инструменты. Названия у группы не было, их так и звали "Группа Макара". Но уже в начале 70-х они выступали на фестивалях вместе со "Скоморохами" Градского и "Машиной времени".

Макар без отрыва от музыкальной деятельности успел в СССР окончить строительный институт. Родители не препятствовали его музыкальным занятиям, но требовали чтобы сын получил достойное образование в СССР.

Потом прекрасного вокалиста Макара пригласили работать в подмосковное Голицыно в грузинский ресторан "Иверия", где он столкнулся с крутыми профессионалами своего дела: Юрой Пастернаком и Ильёй Циммерманом. Это были полулегальные выступления за которые музыканты получали по 50 советских рублей в день.

Именно в "Иверии" заприметил Макара Алексей Козлов и пригласил его работать в "Арсенал". С этим известным коллективом певец работал четыре года с 1973 по 1977 годы. До самого отъезда из СССР.

"Арсенал". А. Козлов и М. Бади. С гитарой - В. Розенберг.
"Арсенал". А. Козлов и М. Бади. С гитарой - В. Розенберг.

В "Арсенале" были собраны в то время лучшие силы джаз-рокового цеха Москвы: В. Розенберг, Т. Кверквелия, Ю. Таушан, И. Щербинин, Ю. Пан и многие другие. Причём Макар работал на двойной ставке, так как помимо вокала ещё играл на гитаре. Круче был только сам А. Козлов, у которого ставка была тройная.

Сочный, невероятно красивый тембр певца привлёк внимание А. Зацепина. Он пригласил его записать песню для фильма "Центровой из поднебесья". Вторая встреча с А. Зацепиным была у певца в работе над казахским фильмом "Бросок", где Мехрдад Бади исполнил песню "Люди, любите сказки".

А потом была легендарная встреча с Т. Сашко и Д. Тухмановым. Как известно, голос певца на альбоме "По волне моей памяти" звучит в самом начале в композиции "Я мысленно вхожу в ваш кабинет" и в композиции "Гут найт - Доброй ночи". Но Макар записал ещё три песни тогда же. Причём это были композиции тех вокалистов, которые уже сидели на чемоданах. Татьяна Сашко трепетно собирала информацию о музыкантах и ведала об их настроениях. Поэтому подстраховывалась. Но несмотря на отъезд Александра Лермана и Наташи Капустиной, их голоса в итоге вошли в альбом.

Имя певца Мехрдада Бади для многих связано исключительно с легендарным альбомом Д. Тухманова "По волне моей памяти".-3

Вообще Макара бесило, что Татьяна Сашко решала все вопросы, а Тухманов только играл на рояле и отмалчивался. С Зацепиным всё было по-иному. Многих вокалистов вообще напрягало что альбом писался в какой-то нелегальной обстановке. Фонограммы музыкантам включали перед самым прибытием на "Мелодию". Запись там производилась ранним утром, когда голос у вокалистов ещё не проснулся и не набрал силу. Никто из участников проекта даже не предполагал в момент записи, что участвует в создании музыкальной нетленки. Все поголовно были злы и негодовали пассивностью Тухманова, и сверхактивностью продюсера Т. Сашко.

Имя певца Мехрдада Бади для многих связано исключительно с легендарным альбомом Д. Тухманова "По волне моей памяти".-4

И всё же эта нетленка взорвала в то время наш эстрадный мир. Когда вышла пластинка, все музыканты стали в одночасье знаменитыми. Правда только те - имя которых было указано на пластинке. Капустиной-Шнейдерман и Лермана любители музыки не обнаружили в списках. Мехрдаду Бади повезло. Он ещё не покинул СССР. Его имя красовалось вместе с другими фамилиями.

Да и покидал СССР он спокойно. Просто поехал в Англию учиться. Ехал в гости к двоюродной сестре. Думал что подучится немного музыке и вскоре вернётся. Но вышло так, что наш Макар остался в Англии надолго.

Мехрдад Бади в Англии. Фото нач. 80-х
Мехрдад Бади в Англии. Фото нач. 80-х

А тем временем слава альбома "По волне моей памяти" росла и росла. На чёрном рынке стоимость пластинки доходила до 80 советских рублей. Первые тиражи скупили спекулянты. Пришлось альбом несколько раз допечатывать. При этом в одной из версий почему-то альбом укоротили на 6 минут. Подрезали первую композицию, которую исполнял Макар, подрезали лермановское "Сердце, мое сердце"...

А ещё сам Тухманов подрезал финал самой популярной песни с альбома "Из вагантов". Там супер-гитарист, один из лучших в то время в СССР, Борис Пивоваров играл какое-то умопомрачительное соло. В итоге эта песня вышла в укороченном виде, но уже по воле автора.

А поездка Макара на учёбу затянулась на долгие 19 лет. Только в 1996 году он вернулся в Москву. После наезжал в город своей юности регулярно. Сотрудничал с В. Горским, Козловым, Сашей Барыкиным. Спел арию Христа на 35-летии "Арсенала".

Имя певца Мехрдада Бади для многих связано исключительно с легендарным альбомом Д. Тухманова "По волне моей памяти".-6

Сейчас трудно понять как бы сложилось советское бытие певца, останься он жить в Москве. Стал бы он всесоюзно знаменитым или бы почил в бозе советских рок-групп. Но на момент отъезда Мехрдад Бади был нарасхват. У него было много лестных предложений от различных советских коллективов. Жизнь в СССР могла сложиться у него ярко. Но что теперь гадать...